Научить ребенка общаться гораздо важнее, чем научить его говорить. А отсутствие речи или малопонятные слова – не приговор к общению, а повод по-другому выстроить систему коммуникации.
В этом уверена дефектолог, олигофренопедагог, нейропсихолог проекта ЧУДО-навигатор Елена Игоревна Мереха.
Что такое альтернативная коммуникация?
Альтернативной коммуникацией называют все виды общения, которые позволяют общаться с человеком без использования речи. Это:
- коммуникация с использованием жестов, мимики, телодвижений
- использование письма, символов, пиктограмм, карточек с изображениями
- коммуникация через тактильные ощущения: ощупывание, постукивание, поглаживание
Альтернативная коммуникация может использоваться как самостоятельно, так и в дополнение к голосовому общению – например, при обучении детей, начинающих говорить или если в речи есть ограниченный набор слов.
Елена Игоревна Мереха, дефектолог:
«Часто дети с церебральным параличом, расстройством аутистического спектра, нарушениями интеллекта не умеют разговаривать или их речь совсем непонятна окружающим, или понятна только близким родственникам. Из-за этого ребенок не может сообщить миру, что ему больно, плохо, и у него есть проблемы. Это очень затрудняет родителям уход за детьми с тяжелыми нарушениями развития. Здесь на помощь и приходит альтернативная коммуникация».
Все виды альтернативной коммуникации могут комбинироваться между собой, в зависимости от возможностей и индивидуальных особенностей ребенка.
В обучении альтернативной коммуникации участвует не только ребенок, но и его семья.
А может, все-таки заговорит?
Иногда родители опасаются вводить альтернативную коммуникацию в жизнь семьи, чтобы это не помешало развитию речи. Но весь фокус в том, что альтернативная коммуникация не означает отказ от обучения ребенка речи. Цель – научить ребенка общению, параллельно развивая речевые навыки, насколько это возможно.
Елена Игоревна Мереха, дефектолог:
«Я встречала в практике семьи, где был тяжелые дети с ДЦП в возрасте 5-7 лет, и мама не знала, что у ребенка сохранный интеллект. Детей не принимали в сад, не предполагали, что их можно оформить в школу. Показав маме, что ее ребенок что-то знает, что можно научить его альтернативной коммуникации, мамы добивались на комиссиях, чтобы детям рекомендовали обучение по программам, соответствующим их уровню интеллектуального развития. Вот почему еще это важно. Альтернативная коммуникация – не помеха для развития собственной речи. И многие способы альтернативной коммуникации быстрее детей подталкивают к вербальным способам общения».
Как выбрать методику?
Выбор способов альтернативной коммуникации зависит от ребенка, его состояния и того, в каких сферах есть нарушения.
Жестовый язык возможен, если у ребенка сохранна двигательная сфера, нет сильной спастики.
Карточки ПЕКС (PECS) – система коммуникации при помощи карточек с изображениями. Метод используют для обучения общению детей с аутизмом, ЗПР, глухотой, а также церебральным параличом, если ребенок может хотя бы протянуть руку в нужном направлении и показать взглядом. Также такую систему применяют в реабилитации людей, утративших речь после инсультов, автоаварий.
На карточках изображены действия или предметы. Это могут быть фото и графические рисунки в цветном и черно-белом исполнении. Под каждой из них есть текстовая надпись.
Елена Игоревна Мереха, дефектолог:
«На раннем этапе обучения, для более маленьких детей я бы все-таки использовала картинку. Для детей с ДЦП можно увеличивать формат карточек – так, чтобы их удобно было брать. Начинать обучение можно с одной картинки – например, стакан сока. И постепенно усложнять, доходить до составления предложений (я хочу пить сок) – здесь мы отталкиваемся от особенностей и способностей ребенка».
Система PECS видеоуроки
Технические средства коммуникации – сейчас есть большое количество программ для людей с трудностями речи или ее отсутствием.
Например, проект LINKA – бесплатные программы, использующие синтезатор речи, которые помогают людям с нарушениями речи и опорно-двигательной системы общаться с миром. Есть несколько вариантов программы: для тех, кто может легко печатать на обычной клавиатуре и для тех, кто может нажимать только одну кнопку или картинки на экране планшета.
Елена Игоревна Мереха, дефектолог:
«Это могут быть планшеты, на которые заранее приделаны кнопки-картинки, и ребенок может пальцем или носом нажимать. Это может быть компьютер, где есть синтезатор речи, и ребенок может просто набирать текст, если он владеет чтением и письмом. Это может быть айтрекер – он может использоваться для набора текста или целых предложений».С какого возраста начинать?
По словам Елены Мерехи, обучать детей альтернативной коммуникации можно, начиная уже с возраста трех лет, если у него есть проблемы с речью. А верхней границы не существует: альтернативная коммуникация подойдет не только для общения с детьми, но и со взрослыми, и с людьми пожилого возраста.
Помочь в освоении навыков альтернативной коммуникации может дефектолог, а также некоторые логопеды, которые работают с детьми с тяжелыми нарушениями.
В рамках проекта «ЧУДО-НАВИГАТОР»: комплексная информационно-консультативная поддержка и маршрутизация семей с недоношенными детьми, в том числе с ДЦП», дефектолог, олигофренопедагог, нейропсихолог Елена Мереха проводит бесплатные онлайн-консультации для родителей детей в возрасте от 0 и до 18 лет.
.*Статья подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
.