
Иппотерапия, дельфинотерапия, иглорефлексотерапия, арт-терапия и другие вспомогательные методы реабилитации: взгляд невролога и реабилитолога
Продолжаем большой разговор о реабилитации с врачом-неврологом, реабилитологом, логопедом Викторией Александровной Красновой.
В самом начале договоримся о важном: альтернативная реабилитация – это не замена основных методов лечения, которые имеют доказательную базу. Это вспомогательные, прикладные методы, которые могут идти в комплексной терапии и реабилитации.
Что относится к альтернативным методам реабилитации: это все варианты иппотерапии, дельфинотерапии – все animal-терапии. Все, что связано с любыми художественными арт-терапиями. Это методы восточной медицины, иглорефлексотерапия – даже в Китае этот метод используют как вспомогательный к основной двигательной и речевой реабилитации. Также к вспомогательным методам можно отнести ароматерапию, которая может применяться вместе с медицинским массажем.
Также учитываем функциональные возможности ребенка: например, у одного ребенка лучше и больше получается лепить, другому ребенку с тетрапарезом и плохой работой верхних конечностей лепка будет тяжело даваться. Кто-то прекрасно будет игрушки шить – и арт-терапия постепенно выйдет, может быть, в трудовую реабилитацию.
Есть направления мягкой реабилитации, обычно их применяют в работе с детьми в тяжелых состояниях, которые имеют четвертую-пятую степень по GMFCS в детском церебральном параличе. Это дети, у которых сопутствует тяжелое когнитивное поражение (уровень сознания не очень большой) или тяжелое корковое поражение (ребенок практически безречевой). К мягкой реабилитации прибегают, когда в традиционной двигательной, речевой реабилитации потолок возможностей достигнут, дальше развиваться некуда, но важно поддерживать комфортное состояние для ребенка.
Вот что вкладывается в понятие «альтернативная реабилитация»: она должна быть сопутствующей и сопровождать основную реабилитацию. То есть мы выбираем основную специфическую терапию для конкретного индивидуального состояния ребенка, а дальше учитываем интересы ребенка и выбираем из каких-то дополнительных двух, трех, четырех возможностей.