Главная

Эрготерапия в выхаживании и реабилитации недоношенных детей

Эрготерапия
Алена
пт, 03.02.2023 - 23:22

Кто такие эрготерапевты и как они могут помочь детям стать более самостоятельными? Рассказывает эрготерапевт, детский психолог и мама ребёнка с ДЦП Анна Лучникова 

Кто такой эрготерапевт?

– Эрготерапия в России активно развивается последние несколько лет, но пока об этой специальности знают далеко не все родители детей с особыми потребностями. Основная цель эрготерапевта – помогают детям и взрослым в том, чтобы люди могли  вести максимально активный образ жизни и быть самостоятельными, несмотря на трудности и ограничения, которые у них есть. 

Эрготерапевт помогает организовать день так, чтобы ребенок, находясь в ежедневных рутинах (кормление, прогулки, переодевание, игра) мог развиваться и становился всё более самостоятельным. Если мы начинаем эту работу буквально с первых дней жизни, то закладываем кирпичики к тому, чтобы ребенок в дошкольном возрасте уже пошел в детский сад и не испытывал особых трудностей с социализацией. 

Может быть кто-то скажет, что есть дети с очень сложными нарушениями, которые не позволят ему быть самостоятельным – но и здесь мы можем ориентироваться на возможности и организовывать среду так, чтобы ребенок с разной степенью нарушений был в ней самостоятельным. 

Где обучается эрготерапевт? Это специалист с медицинским образованием? 

– В настоящее время государственный стандарт профессии все еще не принят, хотя об этом говорят уже давно. Поэтому единственное место, где сейчас в России можно учиться эрготерапии по европейской программе, это медико-социальный институт в Санкт-Петербурге. Как раз в 2015 году там открылась первая годовая программа по эрготерапии, и я пошла туда учиться. На эрготерапевтов принимали тех, у кого было педагогическое образование – педагог-психолог, логопед, дефектолог. А также людей со средним или высшим медицинским образованием, специалистов по ЛФК/АФК, специалистов по социальной работе. 

Эрготерапия – это специальность, которая связана больше с обучением, поиском мотивации, подхода. В странах, где эта профессия давно развивается, специалисты получают базовое образование эрготерапевта и дальше выбирают специализацию. Есть те, кто работает с нарушениями функции рук. Бывают специалисты, которые занимаются сенсорной интеграцией или помощью в восстановлении людей после инсультов. Кто-то работает с маленькими детьми, кто-то больше со взрослыми. 

Как эрготерапевт может помочь недоношенным детям в раннем возрасте, после выписки с выхаживания? 

– Первое и очень важное – показать правильные положения ребенка, в которых он находится в течение дня. В будущем этого поможет избежать вывихов тазобедренного сустава, развития сколиоза. 

Если ребенок лежит на спине, то его положение должно быть симметричным (голова и ноги в одной плоскости), головная часть и грудная немного приподняты, в идеале – валик под коленями. Положение на боку также симметричное, но относительно горизонтали. Верхняя нога продолжает линию тела, и тогда требуется валик или подушка между ног, чтобы поддержать верхнюю ногу, и чтобы колено не сползало вниз. Если ребенок лежит на боку, важно часто менять положение. 

Если мы говорим о совсем маленьких детях, и по каким-то причинам маме не получается сохранить грудное молоко, то ребенок с самого начала находится на смеси. Мы, являясь сами правшами или левшами, держим ребенка одной рукой, а другой рукой предлагаем ему бутылочку. Если еще ребенок ест подолгу, то кормление может продолжаться 30-40 минут, а иногда и 2 часа – и тогда ребенок 6 раз в день находится в одном положении. И уже  6-8-10 месяцам развивается довольно серьезный сколиоз. То есть, если это искусственное вскармливание, всегда важно чередовать руку. Утром начинаете кормить на правой руке, следующее кормление – на левой и так далее.