Главная

Метод Фельденкрайза в реабилитации недоношенных детей

Метод Фельденкрайза в реабилитации недоношенных детей
Виолетта
вт, 09.11.2021 - 11:03

О методе Фельденкрайза рассказывает Татьяна Ивановна Пестрова – руководитель центра ЛФК Галилео, сертифицированный Фельденкрайз-практик, сертифицированый Child’space-терапевт, сертифицированный JKA-терапевт, сертифицированный PNF-терапевт 5 уровня, Войта-терапевт, ведущий консультант компании Novotec Medical (Germany) по применению платформы Галилео в терапии у детей и взрослых.

ЧТО ТАКОЕ метод Фельденкрайза?

Метод Фельденкрайза сложно описать словами – это не массаж или лечебная гимнастика, не метод лечения и не психотерапия. По словам создателя метода Моше Фельденкрайза, «цель метода – научиться управлять своим телом с меньшими усилиями и напряжениями мышц для достижения оптимального результата, а также лучше понимать свое тело, осознавая его через движение».  

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ метода Фельденкрайза

В основе метода Фельденкрайза лежит принцип «органического» или сенсомоторного обучения, которое проходят младенцы в первые годы жизни и благодаря которому все мы умеем переворачиваться со спины на живот, ползать, садиться, вставать и ходить. Большую часть этого самостоятельного обучения составляет изучение собственного тела. Ребенок узнает, что у него есть рука, где его рука, что происходит, когда он перемещает ее в пространстве, затем он изучает то же самое про свои ноги, и так далее. 

У детей с повреждением мозга этот естественный процесс органического обучения нарушен. Занятия по методу Фельденкрайза направлены на то, чтобы воссоздать этот упущенный опыт в ощущении и осознании ребенком своего тела. Здоровые младенцы обучаются двигательным навыкам, совершая и исследуя тысячи маленьких попыток, в результате находя эффективные способы совершить то или иное действие, постепенно развивая точность, координацию и контроль над своими движениями. Уроки по Методу Фельденкрайза помогают ребенку воспроизвести этот недополученный им или утраченный опыт, дают почувствовать, какие мышцы и суставы вовлечены в определенное движение, и как можно выполнить одно и то же движение по-разному, как сделать его легче и эффективнее. 

СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ФОРМЫ практики метода Фельденкрайза:

1) Осознавание через движение (Awareness Through Movement, ATM) – групповые занятия, в которых ведущий направляет действия занимающихся вербальными инструкциями. Уроки ATM также можно выполнять индивидуально, слушая аудиозаписи уроков.

2) Функциональная интеграция  (Functional Integration, FI) – индивидуальные занятия, в которых движения занимающегося направляются руками практика. Занятия с детьми проходят как занятия по Функциональной интеграции. Специалист мягко прикасается к частям тела ребенка и мягко их передвигает, чтобы познакомить ребенка с функциональными, а иногда и структурными ограничениями, которые свойственны способу функционирования данного ребенка. Затем он предлагает возможные альтернативы этому движению, все это происходит мягко и ненавязчиво за счет движения в направлении преобладающего паттерна, а не против него, то есть работа с возможными нарушениями ведется за счет предложения альтернативных вариантов, а не за счет приложения усилий и навязывания изменений. 

АВТОРСКИЕ МЕТОДЫ, созданные на основе метода Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза был адаптирован несколькими его учениками специально для занятий с детьми. Из этих авторских методов наиболее известны:

Независимо от того, какой из авторских методов используется в работе с ребенком, основные принципы проведения занятий одинаковы:

— Отсутствие какого-либо определенного плана или набора упражнений, каждый урок всегда уникален и строится на индивидуальных потребностях ребенка в данный момент.

— «Движение с вниманием» – движения практика всегда очень медленные, они должны привлекать внимание ребенка к его собственному телу, к тому, что он делает САМ, и к тому, что делают с ним. Замедленное движение приводит к более сосредоточенному вниманию и дифференциации движений, и способствует обучению через осознавание, которое и составляет основу метода Фельденкрайза.

— Работа всегда начинается с «лучшей», более функциональной стороны тела или той его части, в которой возможна большая свобода движения, т.к. ребенок должен ощущать свои возможности, а не свои ограничения.

—  Важность пауз. В уроке всегда есть небольшие паузы, которые необходимы, чтобы ребенок мог почувствовать разницу в ощущениях на одной и другой стороне или части тела. 

— Важность работы в горизонтальном положении – лежа на столе/на полу. Это связано с тем, что в вертикальном положении тело человека организует себя соответственно определенному паттерну сопротивления силе тяжести, который будет влиять на процесс обучения, поэтому чтобы освоить новые паттерны движения и научиться изменению своих привычных паттернов, необходимо освободить мозг от необходимости противостоять силе тяжести.

— Уменьшение усилия. Когда мы напрягаемся, обучение не происходит. Если ребенок демонстрирует, что он устал (повышается спастичность, проходит интерес, или ему требуется больше усилий, чтобы что-то сделать, по сравнению с началом урока), то урок прекращается. 

— «Как» (нюансы и способ выполнения движения) намного важнее, чем только «что». Чтобы различить «как», нужно быть чувствительным к качеству, четкости и экономичности движения.

— Даже малейшее движение в одной части тела вовлекает все тело целиком. Поэтому мы можем, например, изменить организацию таза, работая со стопой. 

— Важность случайных движений. Для освоения навыков крупной моторики ребенку необходимо попробовать множество разных движений, которые могут показаться случайными, не связанными друг с другом и не имеющими смысла сами по себе (например, попытки ребенка взять в руки ту или иную часть тела и подвигать ее в разных направлениях).  Все они дают мозгу ребенка информацию, чтобы понять, как скоординировать свои движения

— Ориентация на гравитацию, а не напряжение мышц – здесь действует третий закон Ньютона – равенство силы действия и противодействия, что в случае с развитием движения означает, что, например, если ребенок давит в пол левой или правой стопой, то это позволит ему легко поднять таз с этой же стороны, не напрягая мышцы. Обычные дети сами открывают для себя эту закономерность, проводя время на полу и экспериментируя с движениями.

— «Шаг назад». В обучении по методу Фельденкрайза работа над следующим шагом (функцией) происходит путем совершенствования предыдущего. 

— От глобального движения к дифференцированному. Движения ребенка развиваются от генерализованных, менее дифференцированных к более дифференцированным. Новорожденный ребенок совершает генерализованные, недифференцированные движения. Постепенно, по мере развития, его движения становятся более мелкими и точными. Переходя от генерализованных движений к дифференциации – обнаружению минимальных сенсорных различий между движениями и направлению на них своего внимания – мы увеличиваем количество клеток в нейронном представительстве той или иной части тела в мозгу и развиваем систему их взаимосвязей.

— Важность сенсорной информации (зрительной, тактильной, кинестетической), которая сопровождает действие. Сенсорная информация может быть такого характера: какие части моего тела участвуют в движении, какой уровень мышечного усилия мне приходится прилагать, какой звук при этом издается, и пр. Привлечение внимания ребенка к сенсорной информации, сопровождающей движение, развивает его осознавание и способствует обучению новым вариациям движения. 

— Необходимость повторений, поскольку с каждым повторением проясняются новые аспекты и новые компоненты движения. При этом это не должно быть механическое повторение, которое уводит внимание от процесса. Повторение нового движения в другом окружении, положении или контексте повышает шансы на то, что этот элемент будет использоваться в повседневной жизни.

— Готовность к ошибкам. Не существует единого правильного метода выполнения того или иного упражнения/движения. Важно пробовать разные способы.

КОГДА можно применять метод Фельденкрайза?

Метод применяется в работе с детьми во многих случаях, в том числе:

  • Пропуск какого-либо этапа двигательного развития
  • Задержка психомоторного развития
  • Нарушения мышечного тонуса 
  • Детский церебральный паралич
  • Сложности с координацией и балансом
  • Кривошея и любые асимметрии
  • Последствия травм
  • Сколиоз 
  • Нарушения эмоциональной регуляции
  • Сенсорные нарушения
  • Аутизм

КАКИЕ есть противопоказания?

Так как метод Фельденкрайза не является лечебным, медицинским методом, он не имеет противопоказаний, за исключением острых состояний, при которых лечащим врачом запрещены любые виды двигательной активности. 

При эпилепсии метод может применяться, но с осторожностью. Если частота приступов большая (например, раз в 5-10 минут), метод не будет эффективен, поскольку нейронные связи не будут успевать формироваться.