Главная

Обучение с пеленок: как реабилитация связана с нейропластичностью мозга

Ранняя реабилитация и нейропластичность. Стенограмма прямого эфира с неврологом, реабилитологом Вахтангом Прохоровым
Виолетта
вт, 09.11.2021 - 11:19

Что такое нейропластичность мозга?

Это свойство человеческого мозга, которое заключается в возможности изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия. 

Наш мозг развивается ежедневно, он способен учиться. Если 20-30 лет назад считалось, что обучение возможно только до периода полового созревания, то сейчас доказано, что пластичность мозга сохраняется на протяжении всей жизни. 

Клетки мозга, объединяясь, образуют нейронные сети. Чем обширнее сети, тем больше информации человек может воспринимать и понимать, тем успешнее он осваивает навыки и адаптируется к изменяющимся условиям. 

Хорошо. А что это значит для недоношенных детей?

Основная проблема, с которой сталкиваются недоношенные дети – повреждение центральной нервной системы. Тяжелые поражения ЦНС вызывают задержки и нарушения развития, вплоть до церебрального паралича.  

Но развитие центральной нервной системы  не  предопределено  полностью  и  зависит от воздействия внешних факторов. Если начать реабилитацию с раннего возраста, сформируются новые нейрональные связи – и “сломанные” моторные функции могут восстановиться. 

Это и есть нейропластичность: в условиях повреждения  центральной нервной системы организм начинает оптимально использовать сохранившиеся  возможности  головного мозга. Чем больше факторов воздействует, тем нейроны становятся более активными. И мы получаем результат.

Значит, если вовремя начать реабилитацию, можно научить ребенка ходить или восстановить утраченные функции?

Нет безнадежных детей. Но степень восприятия у каждого ребенка своя. Это как в школе: кто-то математику воспринимает на ура, а кому-то нужно ходить к репетитору 3 раза в неделю.  

Первые дни сложные для любого новорожденного ребенка, и мама по возможности должна находиться рядом, вне зависимости от того, доношенный ребенок или нет. 

На ранних этапах можно подключать мягкие методики реабилитации: Кальтильо Моралес, АБМ-терапию, Фельденкрайз, Анат Баниэль. Согласно методике Кастильо Моралес, зоны рук и языка занимают самое большое пространство в коре головного мозга. И чем больше мы будем взаимодействовать с этими участками, тем лучший результат в развитии получим. Чуть позже с детьми можно заниматься по методикам Войта-терапии, PNF и т.д. 

До года реабилитация наиболее активна, т.к. это критический период для развития мозга, в этот период ребенок быстро обучается новому и реабилитация приносит наилучший результат. 

Многое зависит от интенсивности. Все реабилитационные программы строятся на интенсивной работе в течение какого-то промежутка времени – обычно 2-3 недели, чтобы выработалась долговременная память и мозг начал запоминать. Затем – небольшой перерыв (2-3 дня), чтобы усвоить эту информацию. 

Реабилитация может быть постоянной, но нужна смена деятельности. 2 недели Войта-терапии – переход на домашние занятия – подключение Фельденкрайз – и так далее. Активная физическая нагрузка должна сменяться на активную умственную. Если нагрузка одна и та же, мозг перестает учиться. Это обратная сторона нейропластичности.