Добро пожаловать в Чудо Навигатор!

Речевая реабилитация при ДЦП

логомассаж
Алена
ср, 21.08.2024 - 11:51


Продолжение большого разговора о реабилитации с врачом-неврологом, реабилитологом, логопедом Викторией Александровной Красновой. В этой части поговорим о речевой реабилитации детей с церебральным параличом.

В предыдущей беседе мы говорили о том, что при церебральном параличе у детей поражается белое вещество головного мозга,  в котором находятся основные проводящие пути двигательной активности. Но помимо двигательных нарушений, у ребенка возникают нарушения развития речи, когнитивных и познавательных функций.

Из чего состоит речь? 

Есть участки головного мозга, которые отвечают за образование речи. И есть мышцы артикуляционного аппарата: он включает в себя мышцы ротовой полости, языка, лица, а также мышцы передне-шейного отдела, плеч. На самом деле даже мышцы таза вторично, стабилизирующее участвуют в говорении, потому что в зависимости от того, как мы сидим, работает наша диафрагма. И это – третья составляющая речи: чтобы говорить, нам необходимо еще и правильно дышать. 

Основные речевые нарушения у детей с церебральным параличом происходят за счет нарушения нервно-мышечной передачи. Возникает так называемая «дизартрия». Она проявляется нечеткостью, смазанностью речи, межзубным положением языка, повышенным слюноотделением. Могут быть нарушения жевания, глотания.

Кроме того, при двигательных нарушениях из-за переноса веса страдает речевая дыхательная функция: то есть дети дышат достаточно хорошо чтобы жить, а вот для того, чтобы говорить, набрать воздух, его удерживать, равномерно и сильно выдыхать, работать диафрагмой, мышцами живота – с этим могут быть трудности. 

 

Речевая реабилитация

Речевая реабилитация направлена на коррекцию, восстановление, формирование, развитие (если мы говорим о раннем возрасте) речевой функции. 

Здесь главным специалистом выступает, конечно же, логопед. Это основной специалист, который определяет речевой диагноз. 

При этом, врач-невролог оценивает этиологию, причину, проявления речевых нарушений, а логопед определяет, какое именно это нарушение, какая речевая структура или формы нарушаются, какая сторона речевого развития страдает больше всего. И подбирает программу речевой реабилитации с самого раннего возраста. И это не только постановка звуков, дикция, произношение но и само развитие речи от замысла (когда мне хочется что-то сказать) до оформления речи. 

В речевой реабилитации также участвуют такие важные специалисты как нейропсихолог, дефектолог, психолог, педагог.  Нейропсихолог – специалист, который занимается высшими психическими функциями: речь, мышление, память, внимание, восприятие. Это важно, потому что речь – это интеллектообразующая функция, и мы к реабилитации подходим очень комплексно. 

У детей с ДЦП в речевой реабилитации делается упор на дыхательную гимнастику, поскольку идет поражение дыхательного вдоха-выдоха. Но начинается речевая реабилитация с двигательной речевой реабилитации: это массажи, артикуляционные гимнастики, которые направлены на улучшение жевания и говорения, поднятие тонуса и т.д.

 

Когда начинать речевую реабилитацию? Сколько времени может понадобиться, чтобы наладить речь?

Заниматься мы всегда начинаем, как только видим отклонение от нормы либо прогнозируем его. Если ребенок плохо сосет, жует, плохо говорит, надо заниматься. Или, может быть, на каких-то этапах ребенок справляется, а дальше не может перейти на следующие. Как только мы видим отклонение от нормы, необходимо обратиться к специалисту и начинать реабилитацию.

Как долго необходимо заниматься? Здесь все индивидуально. Иногда выйти в норму получается за относительно короткий срок, при других нарушениях реабилитация занимает очень длительное время и дети занимаются логопедией всю школу, 12 классов. Универсального ответа здесь нет.