Добро пожаловать в Чудо Навигатор!

Связь моторных нарушений с развитием речи у детей

Ранняя реабилитация детей
Алена
пн, 13.03.2023 - 08:19

Стенограмма прямого эфира с Ириной Анатольевной Лысовой, детским неврологом центра "Прогноз", запись доступна на нашем YouTube-канале


– Существует ли связь моторных нарушений с развитием речи у детей? Какая? На что обращать внимание родителям?

– Тема актуальная. Если сравнивать развитие детей 10 лет назад и сегодняшних, то это глобальная проблема. Много детей с речевыми нарушениями, количество их с каждым годом увеличивается. Речевое развитие очень тесно связано с двигательным развитием детей, тем, как протекало развитие в утробе, акушерско-гинекологическим анамнезом мам, их здоровьем, течением родов и послеродовым периодом.  

Речь – это средство связи с окружающим миром.

Мы будем говорить о младенцах и детях до трех лет. Этот возраст очень важен нам в плане профилактики дальнейшей речевой патологии. И в это время мы можем максимально помочь детям.

Возраст до 1 года является периодом доречевого развития, когда мы видим и слышим у ребенка определенные звуки – гласные, агуканье, гуление, лепет. До года в норме ребенок произносит 8-10 слов.

– Вы говорите о том, что чем раньше мы начнем, тем больших мы результатов мы добьемся. Если мы понимаем анамнез, в выписке у ребенка ВЖК, ПВЛ, на что и в каком корригированном возрасте должны обратить внимание родители? Триггерные точки, красные флаги.

– Первое, на что должны обратить внимание родители – первые три месяца ребенка. Понятно, что послеродовой период вносит определенные коррективы у мамы, но все равно родители должны быть внимательными. Если у ребенка в первые три месяца нет рефлекса средоточения, он не реагирует на голос, не поворачивает голову в сторону мамы, у него не возникает легкой улыбки, подергивания верхней или нижней губы. Если мы говорим о недоношенных детях, мы ориентируемся на корригированный возраст.

Если мы к 7-8 месяцам не слышим лепет, гуление, мы тоже на это обращаем внимание.

Месяц, три, шесть, девять, год – обязательно посещаем невролога, но если видим проблему, идем внепланово. 

Также важно проверить зрение и слух. Это тоже очень важные составляющие развития ребенка. Если нарушено зрение и мы проводим коррекцию, улучшается и моторная функция. Мы даже на приеме надеваем очки ребенку с дальнозоркостью, он сразу начинает активно двигать ручками-ножками, только мы снимаем очки – ребенок становится пассивным.

То же и со слухом. Если мы ближе к году не слышим слов, звукоподражаний (как кошечка мяукает, как собачка), нужно понимать, что у ребенка формируется задержка речевого развития.

– В каком возрасте можно понять, что у ребенка ДЦП?

– Как правило, раньше года диагноз ДЦП не выставляется. Мы наблюдаем за ребенком и занимаемся им, потому что нервная система и кора головного мозга могут интенсивно развиваться. И даже если в начале жизни ребенок развивается с задержкой, но родители все делают для того, чтобы это исправить, и мозг ребенка развивается хорошо, то ближе к 1-1,5 годам мы видим очень хорошую картину развития ребенка. Это зависит от глубины поражения центральной нервной системы.

– Вы говорите о том, что чем раньше мы начнем ребенком заниматься, тем лучше. Но при этом неврологи не озвучивают риски раньше времени. Почему?

– Дело не в диагнозе. Мы всегда родителей предупреждаем, что есть такая-то патология, риск развития ДЦП. Понять можно, изучив анамнез. Если ребенок недоношенный, кора его мозга недоразвита, то риск развития ДЦП велик. Мы смотрим на его моторное развитие. Поэтому, конечно, ранняя диагностика очень важна. Не только клиническая, но и инструментальная диагностика.

Например, мы на базе центра "Прогноз" делаем электроэнцефалограмму, где смотрим функциональные изменения коры головного мозга. У ребенка с ДЦП бывает часто эпилептиформная активность коры головного мозга, и если мы будем бесконтрольно проводить реабилитацию, массаж, остеопатию, электрофизиолечение, в дальнейшем это может привести к плачевным результатам. Электроэнцефалограмму маленьким детям, как правило, мы записываем во сне.

Вторая очень важная диагностика – это акустически вызванные стволовые потенциалы. На этой диагностике мы смотрим скорость обработки звука, насколько быстро реагирует ствол головного мозга. Это проводящая структура, по которой идут все проводящие пути к коре головного мозга. И именно ствол отвечает за гигиенические навыки (когда ребенок не умеет есть сам, не можем приучить его у туалету, за глотание, дыхание, жевание). Если ребенок плохо жует, сосет, двигается, это исследование дает нам много подсказок. По показателям мы можем определить и составить план дальнейшей реабилитации, решить, что дальше с этим ребенком делать. 

Дальше идет нейроносонография – УЗИ головного мозга и шейного отдела позвоночника. Мы смотрим кровоток –насколько он страдает или не страдает.

И вестибулярная диагностика – она предопределяет двигательное развитие, это моторный автоматизм развития речи. Что такое речь? Это работает дыхательный аппарат, голосовой и артикуляционные мышцы (язык, щеки). И без развития крупной моторики – руки, ноги, спина – у нас не будут развиваться мелкие мышцы.

Есть такая методика, по которой внутриутробно сморят на движения малышей. До 13 недель он умеет вздрагивать, сосать, зевать, дыхательные движения у него появляются.

– Что это дает нам, если ребенок родился раньше срока с тяжелой гипоксией?

– Очень важно для ребенка это время, когда формируется ствол. В этот период женщине важно заниматься двигательными практиками.

– Нам еще 10 лет назад, когда ребенок еще лежал на выхаживании в реанимации, поставили диагноз: формирование спастической диплегии. Соответственно, у меня в голове была галочка, над чем нужно работать. Про реабилитацию вы начали говорить. Какая реабилитация положена при ДЦП и эпилепсии? Что скажете по поводу ноотропов?

– Это зависит от формы эпилепсии. И какие клинические проявления есть у данного ребенка. Если приступы частые и на ЭЭГ картина тяжелая, индекс эпиактивности высокий,  то таких детей на стимулирующие методики мы не берем: Томатис, транскраниальная микрополяризация, магнитная стимуляция детям с эпилепсией противопоказана.

– Массаж?

Можем проводить таким детям. Но если индекс эпиактивности высокий, мы просто не трогаем шею и голову. Ручки, ножки это мы все делаем, но без усилий. Остеопатия здесь, конечно, тоже противопоказана.

Но можно проводить психолого-педагогические занятия, нейродинамическую гимнастику но опять же, под контролем. Если это внеприступный период, если у ребенка ремиссия, можно делать Томатис. В нашем центре мы делаем его под контролем ЭЭГ, и видим есть ухудшения или нет. Как правило, все происходит спокойно, но контроль ЭЭГ мы обязательно ведем.

Основные противопоказания электрофизиопроцедуры.

– Массаж при ДЦП противопоказан или нет?

Нет, обязательно нужен. В зависимости от формы. Если спастический парез, гемипарез, массажем мы улучшаем кровоснабжение в мышцах, эластичность мышечных волокон.

– Что скажете по поводу ноотропов?

В редких случаях грудничкам они нужны, но это смотрит невролог. Чаще достаточно просто массажа, правильного кормления, купания. Если есть серьезные отклонения, тогда подключаются препараты, но я назначаю в крайних случаях, я не сторонник ноотропной терапии.

Еще скажу про развитие. Все дети развиваются индивидуально. В 3 месяца ребенок может и не держать голову, но если он не держит голову в 4 месяца это серьезный красный флаг, чтобы этим моментом мы занялись. Но и в 3 месяца мы не сидим сложа руки.

Либо проверяем слух, зрение, либо еще какие-то моменты.

Границы в двигательном плане более размытые. Считается, если ребенок не ходит в год это уже не очень хорошо. Но по международным стандартам   1,3 это абсолютно нормально. Если ребенок не ходит в 1,6 года   это уже проблема. Но бывает здесь еще психологическая проблема: когда родители не дают ребенку свободы, держат в манеже, боятся постоянно, что он упадет тревожность мамы передается и нашим малышам. 

Ходунки   это тоже плохо. Ребенок должен сам сесть, встать на ножки, пойти. Мышцы крепнут, сигнал идет в мозг, и ребенок начинает ходить. А когда его ставят в ходунки, ножки искривляются, такого ребенка в 1,5-2 года мы видим с нарушениями осанки, стопы и так далее. Страдает костно-мышечная система.

Сейчас модно детей катать в коляске до 3-5 лет. И у ребенка идет задержка речевого развития. Чем быстрее ребенок осваивает самостоятельные движения, начинает самостоятельно есть, преодолевать большие расстояния, тем лучше развивается его речь. Поэтому, уважаемые родители, не нужно детей до 3 лет катать на коляске, если они в состоянии сами ходить.

– А как быть с детьми с особенностями развития, когда ну вот никак они сами не садятся, не идут? Каким путем двигаться тогда? Ждать пока ребенок сам?

Мы делаем все постепенно. Чтобы ребенок сел, нам нужно, чтобы держалась голова. Мы не смотрим на возраст, мы отталкиваемся от старта. Сначала мы добьемся того, чтобы ребенок научится держать голову пусть даже это будет в год, потом он начнет переворачиваться. То есть все те двигательные акты, которые ребенок должен пройти от 0 до года, получается, мы их все равно должны пройти. С головы, шеи, потом перевороты, поднимаемся, садимся, встаем у опоры, ходим. Все те же периоды мы оставляем, но границы сдвигаются, они у нас постепенны. А не так, что ребенок еще не держит голову, а мы его уже учим ходить.

– Но ведь это классическая российская реабилитация – поставить в год в вертикализатор. 

Так делать нельзя. Голова  у нас одна, и нужно сначала укрепить мышцы шеи. Но у детей с ДЦП этого очень сложно добиться, я все это прекрасно понимаю. Но по мере возможностей постепенно по нисходящей мы должны добиваться улучшения качества работы мышц.

– Насколько можно, развивая речевое развитие, повлиять на развитие моторное и наоборот? 

Улучшая двигательную активность, мы однозначно будем улучшать речевую. Наоборот нет. Но  если ребенок понимает, что мы от него хотим, он начинает выполнять это, и это будет улучшать речевую функцию. 

Очень важен доречевой момент, когда ребенок смотри, лежит, понимает. В это момент родители должны много должны общаться с детьми, а не сидеть в соцсетях. Но сегодня дети не слышат голос мамы во время беременности, обращенной речи во время беременности и после рождения. И когда ребенок берет пульт и включает телевизор там вообще уже никто не нужен.

–   Ребенок 3,8 лет ходит на носочках и не говорит. Массаж не помогает. Как бороться с борьбой на носочках?

Ходьба на носочках может быть следствием банальной возбудимости ребенка. Либо это повышенный мышечный тонус в нижних конечностях. Либо частая проблема нарушение вестибулярной системы. Для такого случая нужно делать курс массажа 10-15 раз, потом поддерживающий массаж до следующего курса, и так примерно год. Нужен более длительный срок. И второе улучшение работы вестибулярного аппарата. Кроме того, есть ли у ребенка моменты саморегуляции? Пьет ли он сам? Ходит на горшок? Чем больше будет качелей, батутов, балансировочных досок фитболов очень много подвижных игр, устраивать с ребенком двигательные сессию. Тогда будет все хорошо. Если нервная система работает с перебоями, неравномерно, улучшения не бывает.

– В 11 месяцев (10 по ПДР) не произносит ма-ма, ба-ба, это нормально? Читаем книги постоянно, разговариваем, как еще можно помочь?

Это нормально, до 1,5 лет мы не ставим темповую задержку речи. Если ребенок развивается с задержкой, не нужно захламлять ему мозг изучением алфавита, английского языка, цифр. Мозг берет в себя все что есть, но переработать он может далеко не всю информацию. Этим заниматься не нужно. Больше играть с ребенком в ролевые игры, гулять с ним, развивать в плане познания мира все остальное придет само. Нужно усложнять какие-то операции двигательно-речевые, но понимать, сможет ли ребенок это сделать или нет.

– Пьем витамины группы В, по отдельности – В1, В2, В 12. Пока пьем, развитие идет. Как перестаем, все останавливается. Почему?

Пить витамины бесконтрольно, без анализов тоже нельзя. Они токсичны. Тут нужно посовещаться с неврологом. 

– Связь прививок и откатов в развитии.

Обожаю этот вопрос! Сама я за прививки, и всегда говорю об этом родителям. Откат что это значит? Это неравномерное развитие центральной нервной системы, которое мы можем отследить только по клиническим проявлениям, не на диагностике. Когда нервная система развивается неравномерно, мы ставим прививки, и в какой-то момент происходит регресс развития ребенка. Бывают, но очень редко изменения со стороны ЦНС на постановку прививки. 

Еще настораживает тот момент, что раньше всем ставили прививки, но такой патологи со стороны центральной нервной системы не было у детей. По моему мнению, прививки должны ставиться, но мы должны смотреть анамнез ребенка, внутриутробное развитие.

Связи откатов и вакцинации нет. Я считаю откаты это больше отклонения на генетическом уровне. Да, прививка это определенное внедрение в нервную систему. Но если что-то случается с ребенком после прививки, это, скорее всего, все равно бы случилось. 

– Что бы вы пожелали родителям недоношенных детей?

Уважаемые родители, пожалуйста, будьте наблюдательны, смотрите, что происходит в малышом, как он развивается. 

Второй очень важный момент: нужно заниматься своим малышом, нужно, чтобы он слышал ваш голос внутриутробно, во время кормления, засыпания. Чтобы речь была эмоционально окрашена. Занимайтесь двигательной активностью детей. Развитие детей состоит из  простых вещей – пить самостоятельно из чашки, есть из ложки. Больше самостоятельности!