Добро пожаловать в Чудо Навигатор!

Тьютор и ассистент: в чем отличие? И как получить сопровождающего в детском саду/школе?

тьютор
Алена
вс, 03.11.2024 - 09:23


Каким образом сопровождение регулируется законодательно, и что необходимо знать родителям, чтобы дети могли получать помощь. Рассказывает Елена Багарадникова, исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт».

Сегодня тема нашего разговора  – о тьюторах и ассистентах. Общим названием для тьюторов и ассистентов является “сопровождающий”.

Сразу скажу, что ситуация, когда вписанных в заключении ПМПК сопровождающих можно получить, просто принеся заключение, мы знаем единицы. Чаще всего приходится предпринимать целый ряд действий, чтобы школа, детский сад или колледж выделили необходимого ребенку тьютора или ассистента. 

Помимо всех федеральных нормативных актов, Закона об образовании,  ФГОСов, где говорится о том, что в случае необходимости ребенку положено получать помощь тьютора и сопровождающего, есть нормативные акты, письмо Министерства просвещения, которые разъясняют положение федеральных нормативных актов о том, что такое тьютор, что такое ассистент, зачем они нужны, и каким образом их можно добиться. 

Основное различие заключается в том, что тьютор — это педагогическая единица, а ассистент — технический помощник, и здесь речь идет не о помощи внутри образовательного процесса, а например, помочь ребенку с ДЦП вытащить из рюкзака необходимые к уроку вещи, или  помощь в сопровождении в туалет, или помощь с перемещениями по зданию. Причем здесь техническая помощь может быть оказана как ребенку, который испытывает двигательные затруднения, т.е. требуется какая-то физическая помощь, так и в случае если ребенок, например, дезориентирован, не до когда понимает обращенную к нему речь, последовательность перемещений из кабинета в кабинет и до столовой, то эта помощь может быть оказана любому ребенку с ментальными нарушениями. 

 

Кому положен тьютор, а кому – ассистент? 

В ряде случаев ребенку может быть положена помощь и ассистента, и тьютора. Т.е. ему может потребоваться  как тьюторская помощь в адаптации материалов и поддержка на уроке, так и ассистентская техническая помощь, чтобы куда-то ребенка сопроводить и помочь с бытовыми вещами. Это не означает, что это должны быть 2 разных человека. Обычно, когда ребенку назначается и тьютор, и ассистент, то на тьютора могут возлагают еще и ассистентские обязанности. Это делается потому, что тьюторская зарплата выше, чем зарплата ассистента. Не получится возложить на ассистента тьюторскую помощь еще и потому, что профстандарт и Единый квалификационный справочник предъявляют  к этой должности требования совершенного другого уровня. Итак, тьютор может быть ассистентом, а ассистент тьютором быть не может.

Первые тьюторы в образовании появились для детей с аутизмом, поскольку обучение таких детей без тьюторского сопровождения совершенно невозможно. Родительское сообщество, которое билось за своих детей в образовательных учреждениях, первых делом добилось появления тьюторов для детей с РАС по бОльшей части в школах. И постепенно процесс развивался, и сейчас тьюторы появились для детей с любыми нозологиями, в рамках любых адаптированных программ. 


Тьюторское сопровождение – общее или индивидуальное? 

В заключениям ПМПК упоминается просто тьюторское сопровождение и индивидуальное тьюторское сопровождение, например, на период адаптации. Либо в заключении может быть формулировка “общее тьюторское сопровождение”.

Если в заключении ПМПК написано просто тьюторское сопровождение, это означает, что родители приносят в школу это заключение, пишут заявление о создании спец.условий и отдельно (это важно!) – заявление на предоставление индивидуального тьюторского сопровождения. 

Если речь идет об индивидуальном тьюторском сопровождении, вы также приносите заявление о создании спец.условий  и прилагаете отдельное заявление на индивидуальное тьюторское сопровождение. Чем второй вариант лучше первого? Почему наличие в формулировке слова “индивидуальное” предпочтительнее? Формулировка “общее тьюторское сопровождение” в заключении ПМПК означает, что решение о том, индивидуальный ли это тьютор или тьютор на группу детей, оставляется за школой. Такая формулировка нам очень затрудняет получить индивидуальное тьюторское сопровождение, но все же она лучше, чем никакой. Ряд школ (хотя это неправильно и незаконно) трактуют общее тьюторское сопровождение, как некое методическое сопровождение ребенка. Это, конечно, не так.

Поэтому, конечно, желательно и нужно вписывать в ПМПК индивидуальное тьюторское сопровождение. 


Что такое адаптационный период, который иногда указывается в заключении ПМПК? 

Когда тьюторы только стали появляться, адаптационный период часто нам  здорово мешал. По аналогии с первоклашками считалось, что адаптационный период равен одному месяцу. Понятно, что даже здоровые дети — разные, и скорость адаптация тоже разная. Статус “ребенок с ОВЗ” или “ребенок с инвалидностью” дает нам больше прав на то, чтобы индивидуализировать образовательный маршрут, чтобы система была подстроена под ребенка, а не наоборот. Поэтому адаптационный период — это не месяц, не полгода. Это столько времени, сколько требуется ребенку, чтобы адаптироваться и стать самостоятельным. Тьюторская поддержка оказывается не на весь период жизни ребенка в школе, не надо думать, что тьютор будет с ним до 11-го класса. Она заключается в том, чтобы ребенок в привычных ситуациях мог постепенно отказаться от помощи тьютора. Тьютор развивает в ребенке максимальную самостоятельность, на которую тот способен.

При переходе в 5-й класс у детей снова начинается адаптационный период. Меняется все: классные руководители, классные кабинеты, количество предметов и взрослых людей, с которыми они взаимодействуют. Поэтому в средней школе мы опять проделываем с новым заключением ПМПК все, что делали в начальной школе и детском саду. 

 

Может ли сохраняться тьюторское сопровождение в средней школе и дальше? 

Да, может. Каждое заключение ПМПК на новую ступень может содержать пункт о тьюторском или ассистентом сопровождении. С ассистентами проще, потому что нет никаких сомнений в том, что человеку порой требуется физическая помощь от другого человека. Поэтому ассистент может быть вписан абсолютно спокойно до срока окончания школы. В случае с тьютором сложнее, но ничего невозможного нет, и тьюторская поддержка также может быть оказана на любой ступени образования.

Однако исходя из нашего опыта, часто к 6-7 классу дети начинаются сильно сопротивляться и отказываются от сопровождения тьютора. И в достаточно большом проценте случаев тьюторское сопровождение приходится прекратить, потому что не удается договориться с ребенком. В этот момент он хочет быть самостоятельным, как его одноклассники, быть как все, чтобы за ним никто не присматривал. Поэтому имейте ввиду, что в средней школе тьютор может быть положен, но мы можете встретить сопротивление там, где вы не ожидали. 

 

Что делать, если тьюторское сопровождение не прописано в заключении ПМПК? 

Для того чтобы получить тьюторское или ассистентское сопровождение, наличие инвалидности или статуса ОВЗ необязательно. По законодательству тьютор может быть положен ребенку как с ОВЗ инвалидностью, так и без оных, например, одаренному ребенку, где специалист будет выполнять другие тьюторские функции. 

Помимо ПМПК, вопрос предоставления тьюторского или ассистентского сопровождения решается на консилиуме образовательной организации. В случае, если решение консилиума положительное, то на основании заключения консилиума директор образовательной организации делает приказ и нанимает специалиста, либо поручает эти обязанности кому-то из специалистов этой организации.