Главная

Двигательные нарушения при ДЦП

двигательные нарушения
Алена
чт, 13.07.2023 - 09:07

Эта статья – продолжение большого цикла материалов о детском церебральном параличе.  

О двигательных нарушениях при ДЦП рассказывает Виктория Александровна Краснова, врач-невролог, остеопат, мануальный терапевт, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины (реабилитолог), учитель-логопед, член Национальной Ассоциации Детских Реабилитологов.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. В силу двигательных нарушений у детей с ДЦП статические и локомоторные функции не могут развиваться или развиваются неправильно. 

При ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологическом перераспределении мышечного тонуса, снижении силы мышц, нарушении взаимодействия между мышцами-антагонистами и синергистами.

Типы нарушения мышечного тонуса

Спастичность – повышение мышечного тонуса. Мышцы в этом случае напряжены, что связано с поражением пирамидной системы. Мышечный тонус повышается при попытке произвести какое-либо движение, особенно при вертикальном положении тела. При резком повышении мышечного тонуса наблюдаются сгибательные контрактуры, а также деформации в конечностях. Нарушение мышечного тонуса по типу спастичности часто наблюдается при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП.

Ригидность – чрезмерное повышение мышечного тонуса, при котором нарушается плавность и сглаженность взаимодействия. Она характерна для двойной гемиплегии. При этом происходит поражение экстрапирамидной системы.

Гипотония – снижение мышечного тонуса, при котором мышцы конечностей вялые, дряблые, слабые. Объем пассивных движений значительно больше нормального. Понижение тонуса мышц во многом связано с недостаточной функцией мозжечка и вестибулярного анализатора. Ребенок сидит, согнувшись, не удерживается в вертикальном положении. Гипотония особенно выражена при атонически-астатической, гиперкинетической формах ДЦП особенно на первом году жизни.

Мышечная дистония – чередование повышенного и пониженного мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством: в покое мышцы расслаблены, при попытке начать движение тонус резко нарастает. В результате этого движение может оказаться невозможным. Дистония наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП.

При смешанных формах ДЦП может отмечаться сочетание различных вариантов нарушения мышечного тонуса. Характер этого сочетания может меняться с возрастом. Например, у больного со спастической диплегией со временем могут появляться насильственные движения – гиперкинезы в руках и артикуляционном аппарате.

Патологические синергии- включение в одно движение различных групп мышц.

Гиперкинезы – непроизвольные, насильственные движения, обусловленные переменным мышечным тонусом с наличием неестественных поз, незаконченных двигательных актов. Они исчезают во сне и усиливаются в бодрствовании, во время волнения, при попытке выполнить движение. Гиперкинезы всегда затрудняют выполнение произвольного движения, а иногда делают его невозможным. Насильственные движения могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, конечностях.

Гиперкинезы бывают хореиформные и ататоидные. Хореиформный гиперкинез – это быстрые, размашистые, неритмичные движения, возникающие в различных частях тела. Атетоидный гиперкинез представлен медленными, вычурными, червееобразными движениями с переразгибанием пальцев.

Торсионная дистония – скручивающие движения туловища, сопровождающиеся переменным мышечным тонусом.

Тремор – дрожание конечностей, особенно мышц рук и языка. Тремор проявляется особенно при целенаправленных движениях, особенно при письме. Тремор характерен для поражения мозжечковой системы, наблюдается при атонически-астатической форме ДЦП.

Синкинезии – непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение произвольных движений. Имитационные синкинезии чаще всего проявляются при выполнении произвольных движений. Они возникают, например, при гемипарезах, когда ребенок выполняет движение здоровой рукой, вместо попытки действовать пораженной. Координационные синкинезии возникают тогда, когда ребенок не может выполнять простое движение изолировано, а только как часть сложного движения. Например, он не может разогнуть согнутые пальцы, но при выпрямлении руки, пальцы разгибаются. У детей с ДЦП наблюдаются оральные синкинезии – непроизвольное открывание рта в ответ на произвольное движение, например в руках.

Нарушение равновесия и координации движений

Несформированность равновесия и координации – атаксия проявляется при стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может стоять и ходить без поддержки. Нарушения равновесия проявляются при открытых и закрытых глазах. Дети ходят пошатываясь, отклоняясь в сторону, на широко расставленных ногах. Ребенок не может точно захватить предмет и поместить его в нужное место: при выполнении этих движений ребенок промахивается, у него появляется тремор. При этих нарушениях возникают трудности, например при письме.

Большое значение в нарушении мышечного тонуса у детей с ДЦП имеет неравномерность созревания различных мозговых структур. Нарушения мышечного тонуса могут широко варьировать от грубых нарушений до практически приближающихся к норме.

Ограничение или невозможность произвольных движений: парезы и параличи

Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих (пирамидных) путей, называется параличом, а ограничение объема движений – центральным парезом. Ограничение объема произвольных движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Ребенок затрудняется поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу. Это затрудняет развитие манипулятивной функции руки и ходьбы. При парезах страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения, например, изолированные движения пальцев рук.

У детей с детским церебральным параличом нарушено чувство позы, искажено восприятие направления движения. Движения однообразны, стереотипны, задерживается формирование тонкокоординированных движений. При этом страдает пространственная ориентация, ребенок сложно воспринимает такие понятия, как «справа», «слева», «вверху», «внизу», «вдали», «вблизи» и др.

При ДЦП нарушено развитие безусловно-рефлекторных механизмов, поэтому важно знать закономерности появления и угасания и смены безусловных рефлексов. В норме к 3-6 месяцам должны угасать тонические рефлексы и появляться цепные выпрямительные установочные рефлексы. При церебральных параличах тонические рефлексы активизируются, усиливая зависимость мышечного тонуса от положения головы в пространстве и препятствуя последовательному развитию реакций выпрямления и равновесия. В норме здоровый ребенок начинает держать голову к 2 мес, поворачиваться со спины на живот и обратно к 5 мес, сидеть в 6 мес, ползать в 7-8 мес, стоять в 9-10, ходить в 10-12 месяцев. При ДЦП психомоторное развитие ребенка задерживается. Детский церебральный паралич – это власть не угасших автоматических рефлексов. От их количества и степени выраженности зависит дальнейшая жизнь ребенка, прогноз и реабилитационные возможности.

У детей с ДЦП врожденные безусловные рефлексы не угасают, действие патологических рефлексов на первом году жизни обычно усиливается и в последующие годы остается стойким, что затрудняет и задерживает формирование произвольных двигательных актов. Голову дети с ДЦП удерживают обычно к 2-3 годам, сидят к 3-4 годам, прямостоянием эти дети овладевают к дошкольному возрасту. Ходьбой дети с ДЦП могут овладеть к 4-5 годам, в некоторых случаях позже.