Главная

Особенности речевого развития детей с ДЦП

развитие речи при ДЦП
Алена
чт, 13.07.2023 - 19:49

Эта статья – продолжение большого цикла материалов о детском церебральном параличе.  

Нарушения речи нередко возникают у детей с церебральным параличом. Степень нарушения речи зависит от времени и локализации поражения головного мозга. Для нарушения речевого развития детей дошкольного возраста характерно отставание в усвоении предлогов. В дошкольном и школьном возрасте характерно отставание в усвоении лексических значений слов.

Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:

1) Фонетико-фонематические, которые проявляются в различной степени дизартрии;

2) Нарушение грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическим и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый, неразрывный процесс;

3) Нарушение формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах ДЦП.

4) Все формы дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). В генезе этих нарушений большая роль принадлежит несформированности зрительно-моторных, оптико-пространственных и артикуляционно-акустических навыков;

5) Общее недоразвитие речи.

“Интеллектуальное развитие детей с ДЦП может быть сохранным, но несколько сниженным. Отставание в развитии речи у детей с ДЦП связано не только с более медленным темпом созревания корковых отделов мозга, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью социальных контактов. Часто дети не знают значений многих слов, заменяют значение одного слова другим, совпадающим с ним по звучанию, иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла. Словарный запас ограничен”, – говорит врач-невролог, реабилитолог и логопед Виктория Краснова.

Самым частым нарушением речи при ДЦП является дизартрия. Реже встречается алалия (отсутствие речи). Без специального коррекционного воздействия речь у детей с моторной алалией не развивается и может оставаться на уровне лепета. Алалия встречается у 3-5% детей с ДЦП.

Дети с ДЦП могут заменять звуки более простыми по артикуляции: например, вместо двух звуков произносить нечто среднее по звучанию, неотчетливый звук. Речевые расстройства приводят к тому, что дети не различают звуковой состав слов. Дети не различают звуки на слух, не могут повторять слоги, выделять звуки в словах.

Вот какие еще проблемы с речью возникают у детей, имеющих церебральный паралич:

1) Замена названий предметов, внешне сходных между собой: утро-вечер, зима-весна, голубой-синий;одеяло-платок.

2) Незнание частей предметов: ресницы-брови.

3) Замена названий действий другими: лошадь скачет-лошадь бегает.

4) Обобщение предмета: щука-рыба.

5) Ошибки в образовании уменьшительно-ласкательных слов: лист-листичек, гриб-грибчик, солнце- солнечко.

Поэтому так важно обращаться к логопеду еще на ранних этапах – до года малыша, и в более старшем возрасте, чтобы выстроить стратегию и начать работу по формированию речи ребенка. А также знакомить малыша с окружающим миром: смотреть, наблюдать, слушать и разговаривать – все это поможет развитию речи ребенка.