Недоношенность – частая причина нарушений в работе центральной нервной системы у ребенка, проблем со слухом и зрением. Эти факторы могут осложнять психическое развитие ребенка и влиять внимание, память, мышление, речь и так далее.
«Психическое развитие является результатом взаимодействия биологических и социальных факторов (образование, воспитание, социальное окружение и так далее)», – рассказывает Марина Бернадская, медицинский психолог, кандидат психологических наук. – «Биологические факторы (наследственные особенности, врожденные и приобретенные качества, асфиксия, родовая травма, малый гестационный возраст, низкая масса тела при рождении, внутриутробные инфекции, нарушение нервной системы и повреждения мозга) играют важнейшую роль в развитии детской психики и возникновении психопатологии. При этом биологические факторы всегда взаимодействуют с социальными, которые могут выступить в качестве компенсирующих и приблизить психическое развитие к нормальному ходу».
«В период до трех лет центральная нервная система совершает колоссальный рывок, который больше не повторяется на протяжении жизни», – комментирует Анна Дубровская, врач-невролог перинатального центра ММКЦ «Коммунарка» – «На первом году жизни изменения в психо-моторном развитии происходят каждый месяц: ребенок учится держать голову, переворачиваться, гулить, формируется его эмоциональная связь с близкими взрослыми. На втором и третьем году жизни изменения происходят ориентировочно каждые 3 месяца.
Для нормального психического развития принципиальным является сохранность мозга, сенсорных систем (зрение, слух) и двигательной сферы. Когда мы оцениваем психическое развитие ребенка, то оцениваем и моторное – развитие происходит комплексно».
Диагностику и мониторинг психического развития проводит специалист по раннему развитию (детский психолог, педагог-дефектолог), а также врач-невролог. В первые месяцы жизни необходимы дополнительные исследования систем зрения и слуха (слуховые вызванные потенциалы, зрительные вызванные потенциалы), если у ребенка констатированы пограничные между нормой и нарушением состояния.
Для недоношенных детей отставание в развитии на срок недоношенности принято считать благоприятным показателем их развития.
Отставание на первом году жизни на 3 месяца относительно скорректированного возраста считается требующим начала специальных развивающих занятий в игровой форме. Эти занятия может проводить мама в домашних условиях по программе, разработанной для ребенка специалистом (детским психологом, педагогом-дефектологом, специализирующихся на раннем возрасте).
Отставание на первом году жизни на 4 и более месяцев является неблагоприятным прогностическим показателем и так же является сигналом для начала систематических развивающих занятий в игровой форме как мамой в домашних условиях, так и специалистом по раннему развитию (психологом, педагогом-дефектологом).
Программу реабилитации, ориентированную на улучшение физического и психического здоровья, для каждого ребенка выстраивают индивидуально. Так, поддержку можно получить в рамках «Служб ранней помощи» (СРП), которые организуются в детских садах и и реабилитационных центрах для детей, а также в Центрах игровой поддержки ребенка (ЦИПР).
*В рамках проекта «ЧУДО-НАВИГАТОР» родители недоношенных детей могут получить бесплатные онлайн-консультации невролога, реабилитолога и дефектолога. Записаться к врачам можно на нашем сайте. Для этого необходимо зарегистрироваться или войти в систему, а затем заполнить гугл-документ.
Проект «Чудо-Навигатор» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов