
Эта статья – продолжение большого цикла материалов о детском церебральном параличе.
Нарушения речи нередко возникают у детей с церебральным параличом. Степень нарушения речи зависит от времени и локализации поражения головного мозга. Для нарушения речевого развития детей дошкольного возраста характерно отставание в усвоении предлогов. В дошкольном и школьном возрасте характерно отставание в усвоении лексических значений слов.
Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:
1) Фонетико-фонематические, которые проявляются в различной степени дизартрии;
2) Нарушение грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическим и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый, неразрывный процесс;
3) Нарушение формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах ДЦП.
4) Все формы дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). В генезе этих нарушений большая роль принадлежит несформированности зрительно-моторных, оптико-пространственных и артикуляционно-акустических навыков;
5) Общее недоразвитие речи.
Самым частым нарушением речи при ДЦП является дизартрия. Реже встречается алалия (отсутствие речи). Без специального коррекционного воздействия речь у детей с моторной алалией не развивается и может оставаться на уровне лепета. Алалия встречается у 3-5% детей с ДЦП.
Дети с ДЦП могут заменять звуки более простыми по артикуляции: например, вместо двух звуков произносить нечто среднее по звучанию, неотчетливый звук. Речевые расстройства приводят к тому, что дети не различают звуковой состав слов. Дети не различают звуки на слух, не могут повторять слоги, выделять звуки в словах.
Вот какие еще проблемы с речью возникают у детей, имеющих церебральный паралич:
1) Замена названий предметов, внешне сходных между собой: утро-вечер, зима-весна, голубой-синий;одеяло-платок.
2) Незнание частей предметов: ресницы-брови.
3) Замена названий действий другими: лошадь скачет-лошадь бегает.
4) Обобщение предмета: щука-рыба.
5) Ошибки в образовании уменьшительно-ласкательных слов: лист-листичек, гриб-грибчик, солнце- солнечко.
Поэтому так важно обращаться к логопеду еще на ранних этапах – до года малыша, и в более старшем возрасте, чтобы выстроить стратегию и начать работу по формированию речи ребенка. А также знакомить малыша с окружающим миром: смотреть, наблюдать, слушать и разговаривать – все это поможет развитию речи ребенка.