Главная

Питание и кормление ребёнка с ДЦП

Питание с ДЦП
Алена
ср, 27.12.2023 - 22:01


Об особенностях питания детей с церебральным параличом рассказывает Мария Александровна Позднякова, врач-невролог, нейрофизиолог Московского областного перинатального центра

Процесс питания связан в дальнейшем со становлением речи. Кормление и питание приучает ребенка к самостоятельности. 

Начнём не с процесса кормления, а с того, как сидит ребенок. Иногда нам кажется, что удобнее кормить  ребенка лежа. На самом деле это неправильно, не физиологично. Для кормления мы должны выбрать положение сидя или полусидя в зависимости от возможностей ребёнка. В этом случае голова ребенка является продолжением линии спины, спина перпендикулярна бедрам; ноги опираются о пол или подставку; руки находятся на подлокотниках кресла либо лежат на поверхности стола. Это максимально правильное и физиологическое положение для ребенка, которое будет удобным для приёма пищи.

Взрослый находится либо спереди от ребёнка, либо сбоку от ребёнка. Для чего это нужно? Взрослый должен всегда наблюдать за своим малышом: видеть его мимическую мускулатуру, видеть его эмоции, допустим, если ребенку не нравится пища, если он поперхнулся, подавился. 

Важно следить за тем, чтобы темп кормления не был слишком быстрым. Дети наши разные: у кого-то быстрый темп кормления, быстрый темп еды, но у деток с особенностями, как правило, темп еды, конечно, медленнее, и поэтому мы не должны форсировать события, ускорять события и предлагать одну ложку за другой, а наоборот, должны как-то более размеренно кормить ребёнка.

Если ребенок плохо ест, и иногда рука взрослого нужна для того, чтобы поддерживать нижнюю челюсть и помогать ребёнку закрывать рот.

 

Кормление с ложки

Очень важно кормить ребенка с ложки. Мы берём ложку, накладываем в неё пищу, вводим ложку в ротовую полость, желательно это сделать правильно, физиологично – горизонтально. И когда ребёнок уже взял, да, схватил это количество пищи, которое находится в ложке, мы также горизонтальным образом, в горизонтальном положении удаляем ложку из ротовой полости ребёнка. Важно не наклонять ложку, не располагать ее под углом, чтобы верхняя губа ребенка участвовала в процессе.  

Некоторые детки могут пользоваться столовыми приборами, степень их двигательной активности позволяет использовать ложку для кормления. Если вдруг ребёнок неумело пользуется ложкой, пища разбрасывается по поверхности стола или по полу, нужно набраться терпения и даже поощрить, ребёнка положительной эмоцией, поглаживанием по голове за то, что у него получилось взять ложку. 

Но не все детки этим могут воспользоваться в силу особенностей. Существует такое понятие “кормление рука в руке”: рука взрослого является продолжением руки ребёнка, т.е. взрослый берет руку ребенка и помогает ему взять ложечку, захватить пищу, поднести ложку ко рту, и дальше ребенок уже употребляет то количество пищи, которое находится в ложке.

 

Глотание

Важно следить за тем, как ребенок глотает. Иногда бывает так, что не за один раз ребенок может проглотить всё предложенное содержимое ложки. Тогда мы ждём терпеливо, и если ребёнок задержал пищу в ложке и не глотает, в этом случае можно предложить пустую ложечку в рот ребенку – это будет своего рода стимулом: вроде бы ложка есть и в ней должна быть еда, но на самом деле ложка пустая, мы не добавляем лишнюю пищу в полость ребёнка, но это способствует запусканию глотательного рефлекса, и ребёнок сглатывает ту пищу, которая находится в его ротовой полости.

 

Жевание

С какого момента нужно переходить к процессу жевания. Конечно, жевать ребенок сможет тогда, когда у него появляются первые зубы. Можно потихонечку учить ребенка жевать. Для этого понадобится небольшой кусочек марли, печенье, которое можно растолочь, мягкое яблоко или банан - один какой-то компонент мы помещаем в марлю, делаем небольшой валик и предлагаем ребёнку этот валик с пищей на жевательную поверхность. Можно даже помогать и подсказать ребенку, как жевать, т.е. подвинуть нижнюю челюсть вверх-вниз. 

 

Как правильно подобрать ложку

Ложка, которой пользуется ребенок с особенностями, не должна быть лёгкой, т.е. рука должна ощущать, что в ней находится ложка. Размер имеет важное значение, форму округлой части ложки подбираем конкретно для своего ребёнка. Есть даже изогнутые формы ложки, которые помогают донести пищу до ротовой полости ребёнка, используя неправильную траекторию.

 

Из чего лучше пить

Часто используется стаканчик-непроливайка, но это не очень правильно, т.к. может сформироваться  неправильный прикус. Лучше использовать бутылочку вместе с вложенной в нее трубочкой – это немного для более старших детей, конечно, не для совсем малышей. Почему трубочка? Процесс питания связан с мимической мускулатурой, которая участвует в процессе становления и формирования речи. С помощью трубочки мы стимулируем мышцы..

Если ребенок может пить из стаканчика, то лучше всего сделать сделать стаканчик с прорезанным краешком. Ребенок не пьет из прорезанного края, пьёт он из обычного края, а прорезь нужна для того, чтобы нос ребенка не упирался в сам стакан. Мы видим, сколько, изначально какое количество жидкости налито в стакан и сколько ребенок выпивает. Т.е. это достаточно удобно..

Если ребенок пьет самостоятельно, нужно помочь ему с этим: помочь взять стаканчик, обхватить его руками. Если силы не хватает, чтобы поднести стакан к ротовой полости, надо помочь поднести этот стаканчик и, соответственно, ребёнок далее делает глоток. Но само формирование обхвата при помощи рук, обхвата стакана - это тоже очень важно. 

 

Гигиена полости рта

Зачастую можно не придать этому особого значения, но это немаловажно для всех нас, в том числе для тех, которые могут не полностью проглатывать пищу, а задерживать ее в ротовой полости. 

Лучше использовать электрическую зубную щетку. Потому что она достаточно массивная – ребёнку проще захватить и, соответственно, проще использовать. Мы экспериментируем с разными вкусами паст, подбираем пасту, которая нравится ребенку, которую безопасно проглатывать.

 

Несколько слов напоследок

Очень важно, чтобы кормление ребёнка доставляло ему удовольствие, чтобы он получал положительные эмоции, чтобы не было страха и отрицательных эмоций в виде плача и нежелания. Т.е. если возникает такой момент, что вам нужно покормить ребёнка, а он категорически от этого отказывается, не надо кормить его насильно. Эта отрицательная эмоция закрепится, и в дальнейшем накормить ребёнка будет проблематично. Лучше отложить процесс кормления на какое-то время. Я уверена, что ребенок, проголодавшись, в любом случае будет принимать предложенную вами пищу.  

Я желаю, чтобы процесс кормления приносил положительные эмоции вашим детям, чтобы вы были достаточно терпеливы к своим деткам. Я уверена, что у них всё обязательно получится.