Главная

Путешествие с ребенком с ДЦП: опыт и советы мамы

Светлана Небова
Алена
пн, 27.11.2023 - 22:24

Светлана Небова – мама 20-летнего сына Сергея. У молодого человека – церебральный паралич и 1 группа инвалидности, он передвигается на коляске. При этом, семья активно путешествует. О своем опыте поездок с сыном Светлана рассказала в эфире «Право на чудо». 

Я часто слышу от мам детей с инвалидностью, что им предлагают поехать по путевке с ребенком в санаторий в другой город, но они отказываются от лечения и реабилитации, боясь, что в поездке с ребенком будет сложно передвигаться. Особенно, если нет мужа, бабушек, дедушек, и неоткуда взять помощь. Я пытаюсь каждый раз их переубедить, поэтому решила в прямом эфире поделиться нашим опытом путешествий. 

Едем поездом

Мы живем в Иваново и в основном в поездках в другие города передвигаемся поездом. Сейчас есть много видов услуг, которые РЖД предлагает для маломобильных пациентов: встреча пассажира на вокзале, предоставление кресла-коляски, помощь с багажом, предоставление места на вокзале, где человек с ОВЗ может подождать поезд.

Чтобы получить помощь (например, при передвижении по вокзалу) необходимо не менее чем за сутки обратиться в Центр содействия помощи маломобильным категориям граждан. Приготовьте документы – билеты, справки. Вас спросят вес и рост человека, которому необходима помощь в транспортировке. На вокзале или при перемещении с одного соседнего вокзала на другой эта помощь бесплатна.

Если вам нужно ждать поезд в течение нескольких часов, в Москве все вокзалы оснащены комнатами для маломобильных категорий граждан, вы можете ими воспользоваться – не стесняйтесь спрашивать об этом сотрудников вокзала.

При передвижении по железной дороге инвалиды-колясочники могут воспользоваться правом приобретения билета в спецкупе. Это двухместное купе, где есть две полки и место для коляски. Также вагон со спецкупе оборудован подъемником, в нем широкие проемы, есть кнопка вызова проводника, выключатели находятся на удобном для человека на коляске уровне. Цена билета в спецкупе не превышает стоимость плацкарта. Для инвалидов-колясочников продажа этого билета начинается за 45 суток. Для других категорий детей с ОВЗ – за 10 суток. Там есть кнопка вызова проводника, выключатели на удобном уровне, чтобы инвалид смог воспользоваться. 

Если стоянка на станции занимает всего несколько минут, а из вагона выходит маломобильный человек или несколько людей с инвалидностью, проводник поднимает красный флажок – поезд не тронется, пока все не выйдут. Проводники об этом предупреждают, чтобы пассажиры не волновались. 

Летим самолетом

Несколько раз во время путешествий мы летали самолетом. Согласно российскому законодательству, перевозчик. не в праве отказать пассажиру с ОВЗ в перелете и обязан предоставить услуги по посадке и высадке. Я так же, как и в случае с путешествием на поезде, звоню в аэропорт, называю номер рейса, дату и в момент нашего прибытия в аэропорт также приходит сотрудник, который помогает вести вещи и передвигать коляску, а еще  без очереди пройти регистрацию. 

Если вход в самолет организуют через рукав – вас провозят по рукаву. Если все поднимаются по трапу, пассажира с инвалидностью поднимают в специальном лифте. Или, если лифта, как у нас в Иваново, нет – сотрудники берут пассажира на руки и заносят по трапу в самолет.

В самолет людей с инвалидностью запускают первыми. Но выходите вы из самолета последними. У авиакомпаний есть специальные узкие кресла-косяки, позволяют провести маломобильного пассажира вдоль ряда. 

Важно: если ребенок – инвалид первой группы и вы едете в аэропорт на автомобиле, внесите автомобиль в федеральный реестр транспортных средств инвалидов (это можно сделать через Госуслуги) – тогда вы сможете воспользоваться парковкой в аэропорту бесплатно. 

Едем в метро

 В прошлом году я столкнулась с ситуацией, когда нам в Москве с одного вокзала нужно было перебраться на другой на метро. Я позвонила в службу поддержки Московского метрополитена, сказала, в какой день мне нужна будет помощь. Сотрудник метро подошли к указанному вагону, встретили, взяли чемодан и сына на коляске. Для меня это было удобно: я не задумывалась, как перейти с одной станции на другую, коляску с сыном сотрудники метро везли сами.  

Еще полезные советы

Перед поездкой в санаторий или медицинский центр, узнайте, встречают ли они пациентов – часто в медицинских центрах есть такая услуга. Если не встречают, мы с сыном, как правило, добираемся на такси.

Санатории, как правило, – здания, построенные в советское время, они мало рассчитаны на людей на колясках. Узкие проемы в кабинетах, лестницы (хотя почти во всех санаториях сейчас устанавливают пандусы) Здесь сложно что-то посоветовать.  Заниматься детьми, лечить и реабилитировать их все равно нужно. Здесь, наверное, нужно перетерпеть временные сложности. 

Еще мы с сыном часто посещаем музеи, театры, кинотеатры. Во многих зданиях есть кнопки вызова помощника, можно войти если не через центральный, то через служебный вход – как правило, это все решаемо. Перед походом куда-то я читаю отзывы на форумах, многие мамы детей с инвалидностью делятся своим опытом. 

В этом году мы ездили в Калининградскую область, были на Балтийском море. На пляже оборудована специальная зона для маломобильных категорий граждан. Устроен деревянный настил, бесплатно предоставляют лежаки и зонтики. Поэтому не стесняйтесь, ищите возможности и спрашивайте у сотрудников помощи. 

Инвалидность – не приговор! Не замыкайтесь в четырех стенах, изучайте свои права и получайте удовольствие от путешествий. Тем более, что нашим детям это очень необходимо. 

*Статья подготовлена в рамках проекта Чудо-навигатор, который реализуется c использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом Президентских грантов