
Денис Валериевич Аксёнов – врач – анестезиолог-реаниматолог, неонатолог, заведующий отделением патологии новорождённых и недоношенных детей Балашихинского родильного дома
Какие существуют способы вскармливания недоношенных детей?
Это зависит от срока, на котором родился ребенок и его состояния. Чем ниже срок гестации, тем сложнее обеспечить его питание.
Как правило, детей, рожденных на сроке 34 недели и больше, можно попробовать кормить грудью, если ребенок к этому готов и у него нет дыхательных нарушений, есть координация акта состания с актом глотания.
Если ребенок родился на сроке 32 недели, независимо от веса, мы начинаем кормить из бутылочки. Здесь также не должно быть дыхательных нарушений, должен быть скоординирован акт сосания и глотания.
Детей, родившихся на сроке 32 недели и ранее обычно кормят через назогастральный зонд – это тонкая силиконовая трубочка, которая вставляется через нос и далее через пищевод ведет в желудок. Иногда бывает, что дети родились на сроке гестации старше 32 недель, но при этом у них неэффективное сосание, отсутствует координация сосания с глотанием, есть дыхательные нарушения – такие дети находятся в отделении реанимации и интенсивной терапии на приборах, которые помогают им обеспечивать жизнедеятельность – такие дети конечно тоже кормятся через назогастральный зонд.
Если в случае с обычными здоровыми детьми врачи часто против, чтобы мама давала ребенку пустышку, так как это может негативно повлиять на грудное вскармливание, то на недоношенных детей это не распространяется: ненутритивное сосание стимулирует выработку сосательных рефлексов.
Этапы перехода от зондового вскармливания недоношенного ребёнка к прикладыванию ребенка к груди матери
По мере созревания ребенка и готовности его употреблять молоко напрямую из груди, должно пройти несколько этапов:
- Стимуляция у ребенка сосательного рефлекса при помощи пустышки
- Переход на кормление из бутылочки
- Периодическое прикладывание ребенка к груди, чтобы он привыкал
- Переход на грудное вскармливание
Трудности, возникающие при кормлении недоношенных детей
Трудности, как правило, обусловлены незрелостью ребенка. Чем ниже степень зрелости, тем выше риск аспирационного синдрома, т.к. акт сосания и глотания у ребенка плохо скоординированы.
При вскармливании из груди, часто бывает, что ребенок быстро устает, или не берет грудь, если его кормили длительное время в стационаре через зонд и бутылочку. Все подобные вопросы, касаемые кормления, должны решаться на этапе стационара. Сейчас в перинатальных центрах есть консультанты по грудному вскармливанию, они всегда готовы помочь, разъяснить.
Основные принципы вскармливания недоношенных детей
Приоритет – грудное молоко, и недоношенные дети – это не исключение. Очень важно с первых суток дать ребенку молозиво. Далее ребенка вскармливают материнским молоком, пока оно калорийное.
Как только молоко становится более жидким, в него добавляют обогатитель (специальную добавку, повышающую калорийность молока) – для детей, родившихся с массой тела менее 1800 граммов и ранее 34 недель, а также детей с гипотрофией.
Также могут использоваться заменители грудного молока, если у мамы нет молока или она отказалась от грудного вскармливания. Для вскармливания недоношенных детей используют специальные молочные смеси – они отличаются разным энергетическим составом, разной белковой фракцией.
Далее врач расписывает план вскармливания ребенка после выписки, подключается участковый педиатр.
Что касается введения прикорма, наша национальная программа и международные научные данные свидетельствуют о том, что интервал введения прикорма с 4 до 6 месяцев является оптимальным. У недоношенных детей готовность к введению прикорма может быть разная – но в целом мы ориентируемся на эти же сроки.
Начинать прикорм оптимально с безмолочных каш, которые можно добавлять в материнское молоко либо смесь. Компонент получается более густым и таких кормлений с прикормом может быть от 2 до 8 раз в сутки. Далее мы начинаем добавлять в рацион растительное масло – до 6 мл (как к грудному молоку во время кормления, так и к прикорму).
Что касается введения других компонентов, это зависит от того, насколько ребенок готов их получать. Периодика введения новых продуктов практически такая же, как у доношенного ребенка. Если ребенок съедает мало прикорма за раз, возможно, стоит увеличивать не объем порции, а частоту прикорма.
И, конечно, моя поддержка родителям. Вскармливание недоношенного ребенка – это не всегда просто, но все трудности решаемы!
*Статья подготовлена в рамках проекта Чудо-навигатор, который реализуется c использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом Президентских грантов