Краснова Виктория Александровна – врач невролог, остеопат, мануальный терапевт, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины (реабилитолог), учитель-логопед. Сертифицированный международный терапевт концепций NTD-БОБАТ, "Кастильо Моралес", CNB (Брондо). Член Всероссийской общественной организации «Национальная ассоциация нейрореабилитологов», член «Российской остеопатической ассоциации» (РОСА) и Национальной Ассоциации Детских Реабилитологов.
Детский церебральный паралич – комплекс специфических двигательных нарушений, которые возникают в результате поражения центральной нервной системы ребенка. Это может произойти в процессе внутриутробного развития (пороки развития, генетические заболевания), во время родов (например, если ребенок долго находится в гипоксии, случилась родовая травма) или в первые 1-2 года жизни. Если объяснять просто, ДЦП – это всегда поражения или аномалии развития головного мозга.
Преждевременные роды, многоплодная беременность, инфекции, перенесенные матерью во время беременности, черепно-мозговые травмы в ранний неонатальный период также повышают риски развития ДЦП у ребенка.
Частота церебрального паралича составляет 2 на 1000 новорожденных детей.
Как понять, что у ребенка ДЦП?
Клиническая картина ДЦП может включать следующие нарушения:
- Нарушение двигательного развития (ранние проявления – нарушение сроков угасания рефлексов)
- Повышение либо снижение тонуса мышц;
- Вторичные ортопедические нарушения;
- Длительное сохранение рефлексов;
- Нарушение глотательного рефлекса;
- Дизартрии
- Может сочетаться с задержками психо-речевого развития, нарушениями слуха и зрения;
- Может сопутствовать эпилептическая активность.
Формы ДЦП
Спастическая диплегия – самая распространенная из четырех форм. Мышцы находятся в постоянном сжатии. Неспособность расслабить мышцы приводит к быстрой утомляемости и трудностям в движениях.
Атаксическая форма – самая редкая форма. Проявляется нарушением равновесия и координации.
Дискинетическая форма – неконтролируемая двигательная деятельность. Эта форма связана с мышечным тонусом, который колеблется от умеренного до выраженного. Движения чаще всего охватывают мышцы лица и шеи, руки, ноги, и иногда поясницу. При поражении мышц лица и языка возникают проблемы с глотанием и речью.
Смешанные формы – невозможно выделить признаки только одной формы ДЦП, что больше преобладает. При этой форме проявляются симптомы нескольких типов одновременно. Частым сочетанием является спастически-дискинетический тип.
СТЕПЕНИ ДЦП
Современная классификация выделяет пять степеней развития ДЦП, где для первой степени характерны незначительные нарушения, которые дают ребенку возможность передвигаться самостоятельно, а для пятой – полная зависимость от окружающих.
Согласно GMFCS, выделяют 5 уровней развития больших моторных функций:
I уровень
Дети передвигаются самостоятельно без ограничений, но, как правило, имеют затруднения с более сложными двигательными навыками.
II уровень
Дети передвигаются самостоятельно с ограничениями.
III уровень
Предполагает передвижение с использованием дополнительных приспособлений (трости, ходунки и т. п.) по ровной поверхности.
IV уровень
Дети могут самостоятельно сидеть, но не могут ходить. По улице они передвигаются либо в кресле активного типа, либо пассивно транспортируются.
Возможно использование кресла с электроприводом для передвижения на большие расстояния.
V уровень
Дети не способны передвигаться без посторонней помощи, редко – при использовании адаптированного кресла с электроприводом.
Систему GMFCS не используют для оценки динамики двигательного развития: у каждого ребенка с церебральным параличом уровень моторики по GMFCS не меняется, он один и тот же с двух лет в течение всей жизни. Однако, с возрастом в пределах одного и то же уровня происходят естественные изменения.
Прогноз ДЦП
К сожалению, детский церебральный паралич неизлечим. ДЦП не прогрессирует со временем, но симптоматика может усилиться, если не заниматься лечением и реабилитацией ребенка.
Любая форма и степень развития ДЦП требует длительного лечения и реабилитационных мероприятий. Самочувствие ребенка и качество его жизни в будущем во многом зависит от того, насколько рано выявлен диагноз и как организовано лечение и реабилитация.