Татьяна Дмитриевна Арнук — врач-педиатр, врач ЛФК, детский массажист, терапевт методик Кастильо Моралес и Войта.
Лечебная физкультура — метод немедикаментозного лечения.
В основе ЛФК — комплексы физических упражнений пассивного, рефлекторного и активного характера. Они направлены на активизацию двигательных навыков, укрепление различных групп мышц, улучшение функции органов и систем, общее оздоровление.
+ Применяется в сочетании с массажем, физиотерапией, или как отдельная процедура, начиная с 1 месяца жизни.
+ Лечебную физкультуру проводит методист ЛФК, по назначению педиатра, невролога, реабилитолога, врача ЛФК.
+ ЛФК проводится в условиях больницы, детского реабилитационного центра, поликлиники. Родители могут заниматься с ребенком дома после подробной консультации лечащего врача и инструктора.
ЛФК ПРОТИВОПОКАЗАНА при:
— высокой температуре,
— острых и обострении хронических инфекций,
— декомпенсации хронических заболеваний сердца, легких, ЦНС, других органов и систем,
— во время подбора противосудорожного лечения .
ЛФК ПОКАЗАНА при широком спектре заболеваний:
+ болезни легких, сердца, опорно-двигательного аппарата,
+ состояниях после травм и операций;
+ детям с болезнями обмена веществ;
+ часто болеющим детям.
Назначают лечебную физкультуру обычно очень широко, как здоровым детям, в качестве общеукрепляющего средства , так и детям, страдающим различными заболеваниями. Для всех видов патологии разработаны комплексы упражнений.
Отдельно следует рассказать о назначении ЛФК детям с поражением нервной системы (задержки моторного развития, ДЦП, spina bifida, генетические синдромы, парезы Дюшенна-Эрба и Дежерин-Клюмпке, другие). Обычно ЛФК в этой ситуации назначают всем. Так ли это необходимо и полезно?
В целом, применение классической ЛФК у детей с патологией нервной системы низкоэффективно или небезопасно, в качестве альтернативы следует рассмотреть применение проверенных временем кинезотерапевтических концепций. При наличии у ребенка другой патологии применение ЛФК оправдано. Здоровым детям в качестве общеукрепляющего средства лучше посещать бассейн и спортивные секции, а малышам играть в подвижные игры.
— РЕФЛЕКТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
++Плюсы: с одной стороны хороши тем, что не требуют сотрудничества пациента с методистом.
НО! Эффективны они только если основаны на здоровых физиологических рефлексах и активизируют тот навык, который следует за уже имеющимся. Система движения не способна воспринимать информацию, касающуюся иерархически более продвинутых навыков.
Пренебрежение этими принципами приводит к неэффективности занятий и/или к закреплению патологических образцов движения, а в случае попытки преждевременной активизации вертикальных поз может наступить деформация позвоночника и/или дислокация в тазобедренном суставе. В качестве альтернативы можно применять методики Войта, Бобат, Кастильо Моралес, Фельденкрайз, а для более старших детей, сотрудничающих с методистом, — PNF.
— АКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Можно применять в том случае, если они полностью соответствуют образцам движения здоровых детей. Лучше всего эту задачу решает метод Баланс.
— ПАССИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Также можно применять у пациентов, не сотрудничающих с методистом. Они безвредны. Но и эффективность их стремится к нулю. Система движения попросту не закрепляет новое движение в этой ситуации.
— УПРАЖНЕНИЯ НА УКРЕПЛЕНИЕ
отдельных групп мышц можно применять, но лишь в том случае, если моторное развитие ребенка завершено и все имеющиеся у него движения корректны. В противном случае, применять эту группу упражнений нецелесообразно, следует продолжить формирование недостающих моторных навыков.
— Часто в занятие ЛФК включают РАСТЯЖКИ. Во-первых, их применение у детей с повышенным/спастическим тонусом приводит к вторичному повышению тонуса через определенное время.
Во-вторых растяжки часто болезненны. Применение болезненных методов воздействия в детском возрасте допустимо, когда ребенок понимает смысл и назначение манипуляции. Лучше всего использовать рефлекторную активизацию мышц, противостоящих спастичным, в рамках метода Войта, кинезиотейпирование, вибротерапию Галилео, а при возможности сотрудничества ребенка- постизометрическую релаксацию.