Наталья Валентиновна Дружкова – консультант проекта “Чудо-навигатор”, инструктор-методист ЛФК с более чем 20-летним стажем. Работала в Российской детской клинической больнице им. Пирогова и Федеральном научно-клиническом центре детей и подростков ФМБА России. В настоящее время работает в команде инструкторов медицинского центра “Галилео”.
– Наталья Валентиновна, с какого возраста ребенка возможно начинать раннюю реабилитацию детей?
– Начинать работу с ребенком можно очень рано, буквально с рождения. К нам в реабилитационный центр недоношенные дети попадают только в 3-5 месяцев. До этого времени они находятся на выхаживании. В прошлом году в рамках проекта «Право на чудо» по ранней реабилитации мы смогли начать работу с детьми прямо в перинатальном центре (в проекте участвовали 2 региона – Карелия и Воронежская область - прим. ред).
– Практика ведения детей реабилитологами в перинатальных центрах у нас в стране вообще есть?
– Почти этого нет. Дети в перинатальном центре находятся на выхаживании. В лучшем случае при выписке им рекомендуют начать реабилитацию.
– В чем сложность? Реабилитологам трудно попасть в больницы, где выхаживают детей?
– В настоящее время очень мало квалифицированных специалистов по ранней реабилитации недоношенных детей. Даже если они и есть, никто не пустит постороннего человека в перинатальный центр.
– Как в идеале это должно работать? Есть примеры других стран, где эта модель возможна с рождения?
– Ранняя реабилитация проводится в Германии и США. Моя коллега Татьяна Ивановна Пестрова, руководитель центра «Галилео», бывает в Германии в перинатальных центрах, где активно работают с недоношенными детьми, применяя Войта-терапию, Бобат-терапию, метод Фельденкраза и другие методики для ранней реабилитации детей. Специалисты не только работают с ребенком, но и обучают мам основным приемам реабилитации, которые они могут использовать самостоятельно дома.
– То есть, ту же Войта-терапию можно показывать мамам уже на этапе выхаживания?
– Да, на раннем этапе обучают мам Войта-терапии и сопровождают на всем этапе реабилитации.
– Какие противопоказания могут быть к началу ранней реабилитации?
– Это ретинопатия, сердечная, легочная недостаточность, все острые формы воспалительного характера, эпилепсия.
– Что бы вы могли посоветовать родителям недоношенных детей, которые пришли из роддома, принесли ребенка и у них, конечно, три вопроса: куда бежать и что делать? И что дальше будет?
– В первую очередь, ребенка должен наблюдать педиатр и невропатолог. А дальше если есть необходимость, нужно обращаться к реабилитологу, у которого есть опыт работы с недоношенными детками. Реабилитолог оценит двигательные навыки малыша и подберет методы, которые необходимы на данном этапе. Покажет как работать с вашим ребенком и на что обращать внимание. Это трудная совместная работа, которая в итоге даст вашему недоношенному малышу реальные шансы на полноценную жизнь.
– На шкалы развития детей стоит все-таки ориентироваться?
– С момента рождения недоношенные малыши значительно отстают в развитии от доношенных деток. Обычно недоношенные дети догоняют своих сверстников по моторному развитию к 20 месяцам, речевому – к 2 годам. Это приблизительные сроки – все зависит от неврологических нарушений у ребенка. Работая с такими детьми, я ориентируюсь не только на шкалу развития, но и на последовательность этапов.
– Насколько реабилитацией можно улучшить состояние ребенка и дальнейший прогноз? Потому что родители задают этот вопрос. Если я буду делать все возможное – это поможет? Или пройдет само? Или буду делать, но бесполезно.
– Риск задержки моторного развития у недоношенных деток намного выше, чем у тех, кто родился в срок. Часто психическое развитие малышей восстанавливается намного быстрее моторного. Поэтому стоит уделять повышенное внимание развитию двигательной функции и координации. Если не обращать на это внимание, задержка развития сама не пройдет. Остается только работать вместе с малышом на результат. Никто не обещает чудесного исцеления и моментального результата.
– Как обычно происходит реабилитационный процесс? Все методы, процедуры индивидуально под ребенка подбираются?
– Работа начинается с первичного приема врача - реабилитолога. Специалист оценивает состояние здоровья ребенка и составляет план реабилитации. Программа лечения только комплексная строго индивидуальная. Все занятия и упражнения подбираются, исходя из физических особенностей и потребностей маленьких пациентов. То, что эффективно работает с одним, может навредить другому. Во время проведения занятия мы рассказываем и показываем родителям: как и что нужно делать, чтобы помочь ребенку.
Курс реабилитации длится от 2 до 3 недель. Есть дети, которые прошли двухнедельный курс, далее занимаются 2-3 раз в неделю на протяжении трех месяцев. У меня была 5-месячная недоношенная девочка. Занятие длилось 30 минут в очень спокойном темпе через день. Дома мама самостоятельно отрабатывала упражнения. Этого оказалось достаточно, чтобы помощь ребенку почувствовать свое тело, свои руки, свои ноги и научиться перемещаться в пространстве.
– В реабилитации обучение детей идет от простого к сложному, постепенно?
– Конечно. На первом этапе мы привлекаем внимание ребенка к собственному телу, что он делает сам, и тому, что делают с ним. Зная этапы развития, оценивая состояния ребенка, мы предлагаем ему другие варианты движения для достижения поставленной цели. Пример: хотим научить ребенка ползать на четвереньках. Делаем шаг назад и смотрим, как ребенок переворачивается и что мы можем сделать, чтобы он смог переворачиваться легче. После этого ребенок иногда начинает спонтанно делать новые движения.
Мозг в первые два года очень пластичен и обучается новому очень быстро. И поэтому каждый урок всегда уникален и строится на индивидуальных потребностях ребенка на данный момент.
– Давайте поговорим о методах реабилитации недоношенных детей. С чего лучше начинать? С Войта-терапии?
– Не всегда надо начинать с Войта-терапии. Я считаю, что это должен быть более мягкий метод, более похожий на Фельденкрайз метод, Бобат-терапия. Метод Войта – это очень активный метод стимуляции. Он оказывает довольно сильное воздействие на недоношенного ребенка. А более мягкие спокойные техники зачастую дают лучший результат на раннем этапе реабилитации.
– А как вы относитесь к традиционной реабилитации? Массажи, парафин?
– Массаж и парафин – это дополнительные методы лечения. Эти методы не обучают двигательным навыкам ребенка, они улучшают трофику мышц. Например, Войта-терапия как раз учит приобретать эти навыки, стимулируя разные участки мозга.
Из традиционных методов можно использовать занятия в бассейне. Он оказывает положительное воздействие на ребенка, способствует регуляции мышечного тонуса и эмоционального состояния ребенка. Это тоже движения, но только в воде.