Главная

“Трудный” ребенок: что такое поведенческое расстройство и почему оно возникает у детей с ДЦП?

агрессия
Алена
чт, 13.07.2023 - 21:07

Рассказывает Мария Александровна Позднякова, врач-невролог Московского областного перинатального центра. 

Термин «поведенческие проблемы» используют, когда речь идет о сложном или вызывающем трудности у окружающих поведении ребенка. Проблемное поведение может возникнуть у любого человека, независимо от наличия или отсутствия у него ДЦП, и уровня интеллектуального развития. Однако есть факторы, которые могут влиять на развитие проблемного поведения при ДЦП: 

1) Насколько сильно повреждена нервная система;

2) Насколько сильно нарушен интеллект;

3) Есть ли эпилепсия (особенное если приступы не купированы).

Есть несколько категории проблемного поведения, каждая из которых может проявиться как в легкой, так и в тяжелой форме.

Самоповреждение – когда человек бьется головой, царапает себя и окружающих, толкается, давит себе на глазные яблоки, скрипит зубами, ест не пищевые продукты.

Агрессивное поведение – агрессия, направленная на окружающих, порча имущества, крики, вербальная агрессия.

Стереотипное поведение – повторяющиеся действия, в том числе с предметами, повторяющаяся речь, раскачивание из стороны в сторону.

Неперсонифицированные действия – порча имущества, гиперактивное поведение, кражи, истерики, отсутствие чувства опасности, склонность к побегам, бродяжничеству.

Некоторые дети демонстрируют только одну форму нежелательного поведения, тогда как другие показывают несколько поведенческих реакций сразу – агрессия, истерика и деструктивное поведение могут возникнуть одновременно.

Проблемное поведение – как попытка коммуникации?

Почему же ребенок ведет себя агрессивно, портит имущество и гиперактивен? У большинства детей с тяжелой формой ДЦП такое поведение не является преднамеренным и не связано с желанием расстроить тех, кто за ними ухаживает.

Проблемное поведение может быть попыткой коммуникации. Причиной может быть чувство голода, жажды, дискомфорта. В таком случае надо обучить человека более приемлемым способам коммуникации. Исследования показывают, что проблемное поведение можно ослабить, если обучить человека базовым навыкам вербальной или невербальной коммуникации, что позволит ему сообщать о своих потребностях в более подходящей форме.

Проблемное поведение может быть вызвано плохим обращением, стрессом, обидой, тревогой, чувством боли или дискомфорта. Истерика, например во время приема пищи, может быть единственным способом, при помощи которого человек, который из-за физических ограничений оказался полностью зависимым от окружающих, может выразить свои эмоции.

Проблемное поведение может быть в том числе обученным – если оно приводит к последствиям, которые полезны или приятны для человека, то скорее всего это поведение будет повторяться.

Как действовать в случае нежелательного поведения? 

1) Убедитесь, что если вы имеете дело с нарушениями коммуникации, ребенок имеет возможность и способ сообщить о своих нуждах;

2) Определите, какие триггеры в окружающей обстановке или особенности поведения окружающих вызывают проблемное поведение ребенка;

3) Определите возможные проблемы и предоставьте необходимую поддержку там, где это необходимо;

4) Разработайте способы, при помощи которых человек сможет справиться с проблемой;

5) Научите его сообщать о своих нуждах другим способом;

6) Помогите человеку осознать свое чувство тревоги и справиться с ним;

7) Расширьте спектр интересов и знаний, которые будут интересны вашему ребенку;

8) Обеспечьте должный уровень поддержки;

9) Убедитесь, что все, кто имеет дело с вашим ребенком, действуют последовательно и в одном ключе.