
При детском церебральном параличе происходит поражение центральной нервной системы – чаще белого вещества головного мозга, которое отвечает за передачу двигательных функций. Также может повреждаться серое вещество головного мозга, которое отвечает за высшие психические функции и развитие интеллекта. Подробнее о рисках развития ДЦП читайте в этой статье.
Также ДЦП нередко может сочетаться с другими нарушениями: снижением интеллектуальных способностей, нарушением речи, внимания, памяти, чтения, письма и так далее.
Как ничего не упустить – рассказывает Виктория Александровна Краснова, врач-невролог, остеопат, мануальный терапевт, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины (реабилитолог), учитель-логопед, член Национальной Ассоциации Детских Реабилитологов.
Двигательное развитие
Начальные признаки ДЦП, как правило, выражаются в снижении мышечного тонуса (гипотонии): ребенок не держит голову, не поворачивается, возможно, не держит ручки, плохо сосет, нет овладения двигательными навыками.
Далее ДЦП чаще всего переходит в спастические формы (мышечный тонус слишком усиливается) – хотя бывают и формы, связанные с гипотонусом мышц. Ближе к 6 месяцам жизни ребенка возникает сторонность – становится понятно, какая сторона тела более поражена, или поражены обе стороны и формируется тетрапарез.
Итак, на что необходимо обращать внимание при оценке двигательного развития – красные флаги:
- отсутствие/замедление темпов развития основных движений (удержание головы, повороты, захваты руками, опора, этапы вертикализации, сидение, ходьба и т.д.)
- нарушение/ограниченность произвольных движений
- нарушение подвижности, координации; нарушение хватательных движений и других моторных функций
- наличие патологических (неестественных) вынужденных поз
- изменение мимики лица лица
- нарушение сосания, глотания, жевания
Важно следить за развитием и регулярно (особенно – на первом году жизни) посещать специалистов: врача-невролога, реабилитолога, ортопеда, физического терапевта.
Почему важно наблюдение у ортопеда? У большей части детей с церебральным параличом возникают вторичные нарушения, такие как подвывихи тазобедренных суставов из-за того, что поврежденные группы мышц все время находятся в сильной спастике. В дальнейшем в таком случае высока вероятность ортопедических вмешательств, возможны операции. Также врач-ортопед следит за тем, чтобы ребенок со спастическими формами ДЦП вовремя надел ортезы, встал в вертикализатор – это важно, чтобы не формировались вторичные нарушения, контрактуры, и ребенок овладевал новыми навыками, продолжал развиваться.
Развитие речи и общения
У детей с церебральным параличом также высоки риски развития речевых нарушений, поэтому необходимо следить за развитием и посещать специалистов – логопеда, дефектолога, нейропсихолога.
На что необходимо обращать внимание при оценке речевого развития – красные флаги:
- нарушения голоса, монотонность;
- нарушение артикуляционного аппарата — снижение подвижности губ и языка, изменение мышечного тонуса, возможны значительные затруднения процессов сосания и глотания (отмечается подтекание молока из углов губ);
- речевая активность низкая — крик длительное время не является средством общения. Гуление на первоначальном этапе может соответствовать возрастной норме или быть малоинтенсивным: малый набор, редкое произнесение, в дальнейшем слабо выражено отраженное гуление (вслед за взрослым) и самоподражание (многократное повторение звуков), отсутствует «певучесть» звуков. Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава и слоговых рядов, монотонностью голоса. При общении стараются чаще использовать крик, мимику, жесты, а не лепетные слова.
Сенсорное развитие и познавательная активность
На что необходимо обращать внимание – красные флаги:
- нарушение/задержка зрительного, слухового и кинестетического восприятия — реакции на внешние раздражители возникают при условии постоянной стимуляции ребенка;
- зрительно-моторная координация формируется позднее и при условии постоянного стимулирования функций ребенка;
- познавательная активность формируется в условиях стимуляции со стороны взрослого.
Формирование эмоционально-личностной сферы
На что необходимо обращать внимание – красные флаги:
- повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, плаксивость, капризность, обидчивость;
- склонность к колебаниям настроения и инертность эмоциональных реакций;
- нарушение поведения (двигательная расторможенность, агрессия, реакции протеста или полного безразличия, равнодушия).