Главная

Особенности развития детей с ДЦП: как ничего не упустить?

Ранняя реабилитация детей
Алена
чт, 13.07.2023 - 08:48

При детском церебральном параличе происходит поражение центральной нервной системы – чаще белого вещества головного мозга, которое отвечает за передачу двигательных функций. Также может повреждаться серое вещество головного мозга, которое отвечает за высшие психические функции и развитие интеллекта. Подробнее о рисках развития ДЦП читайте в этой статье.  

Также ДЦП нередко может сочетаться с другими нарушениями: снижением интеллектуальных способностей, нарушением речи, внимания, памяти, чтения, письма и так далее.

Как ничего не упустить – рассказывает Виктория Александровна Краснова, врач-невролог, остеопат, мануальный терапевт, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины (реабилитолог), учитель-логопед, член Национальной Ассоциации Детских Реабилитологов.


Двигательное развитие

Начальные признаки ДЦП, как правило, выражаются в снижении мышечного тонуса (гипотонии): ребенок не держит голову, не поворачивается, возможно, не держит ручки, плохо сосет, нет овладения двигательными навыками. 

Далее ДЦП чаще всего переходит в спастические формы (мышечный тонус слишком усиливается) – хотя бывают и формы, связанные с гипотонусом мышц. Ближе к 6 месяцам жизни ребенка возникает сторонность – становится понятно, какая сторона тела более поражена, или поражены обе стороны и формируется тетрапарез.

Итак, на что необходимо обращать внимание при оценке двигательного развития – красные флаги:

  • отсутствие/замедление темпов развития основных движений (удержание головы, повороты, захваты руками, опора, этапы вертикализации, сидение, ходьба и т.д.)
  • нарушение/ограниченность произвольных движений
  • нарушение подвижности, координации; нарушение хватательных движений  и других моторных функций
  • наличие патологических (неестественных) вынужденных поз
  • изменение мимики лица лица
  • нарушение сосания, глотания, жевания

Важно следить за развитием и регулярно (особенно – на первом году жизни) посещать специалистов: врача-невролога, реабилитолога, ортопеда, физического терапевта.

Почему важно наблюдение у ортопеда? У большей части детей с церебральным параличом возникают вторичные нарушения, такие как подвывихи тазобедренных суставов из-за того, что поврежденные группы мышц все время находятся в сильной спастике. В дальнейшем в таком случае высока вероятность ортопедических вмешательств, возможны операции. Также врач-ортопед следит за тем, чтобы ребенок со спастическими формами ДЦП вовремя надел ортезы, встал в вертикализатор – это важно, чтобы не формировались вторичные нарушения, контрактуры, и ребенок овладевал новыми навыками, продолжал развиваться. 

Для стимуляции двигательного развития необходимы регулярные занятия ЛФК, ранняя реабилитация

Развитие речи и общения

У детей с церебральным параличом также высоки риски развития речевых нарушений, поэтому необходимо следить за развитием и посещать специалистов – логопеда, дефектолога, нейропсихолога.  

На что необходимо обращать внимание при оценке речевого развития – красные флаги:

  • нарушения голоса, монотонность;
  • нарушение артикуляционного аппарата — снижение подвижности губ и языка, изменение мышечного тонуса, возможны значительные затруднения процессов сосания и глотания (отмечается подтекание молока из углов губ);
  • речевая активность низкая — крик длительное время не является средством общения. Гуление на первоначальном этапе может соответствовать возрастной норме или быть малоинтенсивным: малый набор, редкое произнесение, в дальнейшем слабо выражено отраженное гуление (вслед за взрослым) и самоподражание (многократное повторение звуков), отсутствует «певучесть» звуков. Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава и слоговых рядов, монотонностью голоса. При общении стараются чаще использовать крик, мимику, жесты, а не лепетные слова.
Что могут сделать родители для правильного формирования речи у ребенка? Соблюдать рекомендации по развитию речи и выполнять логопедические упражнения, разговаривать с ребенком, формировать указательный жест – просить ребенка показывать, что ему хочется. Также важно работать над совершенствованием крупной и мелкой моторики, чтобы в дальнейшем ребенок смог овладеть письменной речью.  

Сенсорное развитие и познавательная активность

На что необходимо обращать внимание – красные флаги:

  • нарушение/задержка зрительного, слухового и кинестетического восприятия — реакции на внешние раздражители возникают при условии постоянной стимуляции ребенка;
  • зрительно-моторная координация формируется позднее и при условии постоянного стимулирования функций ребенка;
  • познавательная активность формируется в условиях стимуляции со стороны взрослого.
Что могут сделать родители: наблюдать за развитием, посещать специалистов (логопеда, нейропсихолога, дефектолога, офтальмолога, лор-врача), выполнять рекомендации по занятиям с ребенком.  

Формирование эмоционально-личностной сферы

На что необходимо обращать внимание – красные флаги:

  • повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, плаксивость, капризность, обидчивость;
  • склонность к колебаниям настроения и инертность эмоциональных реакций;
  • нарушение поведения (двигательная расторможенность, агрессия, реакции протеста или полного безразличия, равнодушия).
Что важно: следить за развитием и при возникновении вопросов, сложностей обращаться к психологу за консультацией.